Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»

Развитие временных представлений


Развитие временных представлений

 «Развитие временных представлений у детей»

 

Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, насколько адекватно человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе. В этом проявляется социальный характер субъективного отражения времени. Почему же дети так плохо ориентируются во времени, не представляют себе, когда что должно происходить и как долго что-то будет длиться? Психологи объясняют это следующим образом: ребенок ощущает свое бытие исключительно «здесь и сейчас», он знаком только с действительностью и только в ней он существует. Способность различать настоящее, прошедшее и будущее разовьётся у него лишь с течением времени. Для ребенка что время, что «вечность», - понятия близкие. Один год для трехлетнего ребенка – вечность. Это одна треть его жизни. Для взрослого – небольшая доля жизненного пути. В одном эксперименте взрослым и детям предложили изобразить время. Ребенок рисовал его как точку, то взрослый как стрелу, летящую из прошлого в будущее. Чувство времени приходит лишь с возрастом, и то не сразу, а пройдя через четыре этапа.

  1. Всё имеет свой черед

До 3-х лет существует только настоящий момент. Но и они быстро учатся понимать, что все вещи в этом настоящем происходят в какой-то последовательности

Пример: Папа спрятался за дверью, его не видно, но там его можно найти – «сенсомоторное чувство времени»

  1. Время можно «пощупать»

Папа объявляет: «Послезавтра мы едем к бабушке». Дети от 3 до 6 лет еще не очень четко представляют себе такой отрезок времени. «Еще два раза поспишь – и поедем», - такое предложение уже куда понятней. Если время увязано с картинами из будней, его уже легко можно себе вообразить. В этой фазе развивается наглядное понятие времени.

Примеры фальшивых представлений о времени:

«Кто старше, тот и выше ростом»

«Если стрелку часов переставить на «4», начнется мультик» (который всегда показывают в 4 часа)

«Ночью часы ходят медленнее. И вообще для разных событий часы тикают по-разному»

  1. Время одно на всех

Дети младших классов уже учатся понимать, что для всех людей и вещей существует единое времяисчисление (т. е. оперативное понятие времени) Трудности в соотнесении временных отрезков (эпох). «А мама и папа жили в то время, когда были викинги?». О завтрашнем дне, например, младшие школьники почти никогда не задумываются. Вся их энергия направлена на тренировку способностей, которые они могут применить в настоящий момент «здесь и сейчас».

  1. Время можно рассчитать

Примерно с 9 лет ребенок способен предполагать, сколько времени ему понадобится для того или иного дела. Наступает фаза метрического чувства времени. Этот этап приближает ребенка к такому пониманию времени, кА его понимают взрослые.

 Для детей с задержкой психического развития, с общим недоразвитием речи и для детей с интеллектуальной недостаточностью развитие временных представлений имеет огромное жизненно- практическое и коррекционно – воспитательное значение.  Эти дети испытывают особые затруднения. Это происходит вследствие нарушения процессов запоминания, наличия трудностей в установлении причинно-следственных связей, а также из-за недостаточной сформированности словесно-логического и образного мышления. Специфические особенности их восприятия и познавательной деятельности в значительной мере замедляют формирование ориентировки во времени, а следовательно, и ограничивают использование соответствующих знаний в практической деятельности. Исследования процесса формирования временных представлений у этих детей показали, что у них такие представления формируются позже, чем у нормально развивающихся детей, но и отличаются качественно. От качества ориентировки во времени зависят осознание ребенком режима дня, усвоение материала, и дальнейшая социальная адаптация.

Дети не знают дней недели, названий месяцев, слабо владеют элементарной временной терминологией, не могут в правильной последовательности назвать части суток. Имеют очень нечеткие представления о продолжительности отдельных видов деятельности, режимных моментов, входящих в ежедневный распорядок. Для детей также характерна тенденция приближать прошлое. Формирование представлений о хронологической последовательности событий (что было раньше, что было позже) также затруднено.

Временные представления и понятия имеют особенности, затрудняющие их восприятие и усвоение, а именно:

- невозможность восприятия времени органами чувств: время в отличие от других величин (длины, массы, площади и т. д.) нельзя видеть, осязать, мускульно ощущать;

- меньшая конкретность временных представлений по сравнению с другими (например, с пространственными) представлениями;

- большая обобщенность, малая дифференцировка;

- возможность измерения времени только косвенным путем, т. е. через те измерения, которые производятся за определенный  временной интервал : количеством движений(отхлопали два раза – прошла примерно одна секунда), перемещением стрелок по циферблату часов (передвинулась минутная стрелка от цифры 1 до цифры 2 – прошло 5 минут);

- обилие и разнообразие временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно, скоро, долго и т. д.) и относительность ее употребления («то, что вчера было завтра, завтра будет вчера»)

В течение первых лет жизни у ребенка из собственного жизненного опыты складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Именно поэтому первая единица измерения, с которой надо познакомить ребенка – это СУТКИ. Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Необходимо научить различать части суток и называть их.

Лучше начинать с контрастных частей суток: день – ночь, утро – вечер, а затем уже познакомить ребенка со смешанными частями суток: утро – день, вечер – ночь.

Немного истории: Как же раньше люди определяли время? В старину, чтобы узнать, сколько дней пройдет, использовали такой способ. Каждое утро, на восходе солнца, люди нанизывали камешек с отверстием (похожий на пуговицу) на крепкую травинку или прутик. Таким образом они определяли, сколько дней прошло до сбора урожая, возвращения охотников и т. д.

Внимание: наибольшую сложность вызывают такие части суток, как день и вечер. В представлении многих детей последовательность частей суток имеет одну настоящую точку отсчета – утро.

Работа строится следующим образом: сначала рассматриваются две картинки, на которых изображены деятельность людей или состояние природных явлений в дневное и ночное время, затем четыре картинки с изображением деятельности одного и того же ребенка в разное время суток (просыпается, …) и наконец – четыре картинки с одним пейзажем в разное время суток. Рассматривание картинок сопровождается пояснениями воспитателя, связанными с личным опытом детей:

- В сутках есть день и ночь. Днем светло. Днем можно учиться, играть и трудиться. Что ты делаешь днем? (…)

- Ночью темно. Почти все люди спят. Что ты делаешь ночью? (Сплю)

- Вечер наступает тогда, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Что ты делаешь вечером? (…).

- Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. Что ты делаешь утром? (…).

- одни сутки пройдут, и снова взойдет солнце, наступит утро следующих суток.

Детям также задаются вопросы, касающиеся режима дня: «Когда ты завтракаешь (обедаешь, ужинаешь)?» «Когда идешь в садик?», «Когда ложишься спать?»

Положительный эффект дает использование нашего календаря с пиктограммами по режимным моментам в течение дня в Центре. Дети легче усваивают последовательность режимных моментов, их продолжительность и распределение по дням недели. Также можно использовать графическую модель «Сутки», на которой разным цветом обозначены части суток.

Варианты работы по теме: «Части суток» (книга  Т. И. Тарабарина «Детям о времени стр.11 – 48)

- загадки

- художественные произведения (стихи, сказки, рассказы)

- ответы на вопросы

- работа по иллюстрации

- Игры

«Назови пропущенное слово», «Назови соседей», «День и ночь», «Части суток», «Что мы делали», «Вчера, сегодня, завтра», «Что было, есть и будет»

- упражнения

«Кто когда спит», «Домик дней»

- путешествия – прогулки (в разные части суток)

- рисование (утреннее небо, что я люблю делать утром, звездное небо, самый красивый закат и т. д.)

 

По мере усвоения понятия сутки, можно переходить к знакомству со следующим временным понятием – НЕДЕЛЯ.

Немного истории

В древности было время, когда дни недели не имели своих названий. Причина очень проста! Человек ещё не придумал неделю. Время делили только на месяцы. Семидневная неделя возникла в Древнем Вавилоне. Её возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» - по числу видимых небесных тел.

Дети узнают, что семь суток составляют неделю, каждый день недели имеет свое название, дни недели последовательно, в определенном порядке сменяют друг друга, и этот порядок неизменен. В названиях дней недели угадывается, какой день по счету: понедельник – день после недели, т. е. первый день после окончившейся недели, вторник – второй день недели, среда – середина недели, четверг – четвертый день недели, пятница – пятый, суббота происходит от древнееврейского шабат – покой, отдых.

Варианты работы по теме: «Дни недели» (книга  Т. И. Тарабарина «Детям о времени стр.51 - 64)

- использование домика с названиями дней недели и их цветовым обозначением, на котором дети ежедневно обозначают какой сегодня день недели, запоминая, таким образом, последовательность.

- загадки-задачки

- художественные произведения (стихи, сказки, рассказы, считалки)

- ответы на вопросы

- Игры

«Назови пропущенное слово», «Назови соседей», «А ну-ка, угадай»

- упражнения

«Какой день недели спрятался?», «Лови, бросай, дни недели называй»

 

Знакомство с временным понятиями – ВРЕМЕНА ГОДА

Из жизненного опыта к 3 – 4 годам у детей формируются некоторые представления о временах года. Дети выделяют общие признаки, связанные с природными изменениями в разные сезоны. Часто у маленьких детей время года ассоциируется с собственными эмоционально важными событиями: «Зимой я сильно болею»; «зимой – весело, мы с папой на санках катаемся»; и т. п.

В период дошкольного детства необходимо воспитывать интерес к явлениям в природе, научить ребенка наблюдать и выделять существенные признаки в том или ином явлении, накопить определенный запас знаний о природе.

Знания о временах года можно условно разделить на три группы: знания о сезонных изменениях в неживой природе, знания о сезонных изменениях в живой природе, изменения жизни и труд людей в разные сезоны. При ознакомлении с временами года надо познакомить детей с названиями месяцев, с их последовательностью, дать представления, что 12 месяцев составляют год.

Для того, чтобы дети понимали какова продолжительность месяца целесообразно использовать специальный календарь, на котором каждый день обозначен отдельной карточкой того цвета (соответственно дню недели) и числом и пиктограммами отмечены важные события, которые будут происходить в этом месяце у детей. (см. такой календарь на группе)

 

Варианты работы по теме: «Времена года» (книга  Т. И. Тарабарина «Детям о времени стр.67 – 148)

- загадки

- кроссворды

- художественные произведения (стихи, сказки, рассказы, считалки)

- ответы на вопросы

- Игры

«Времена года», «Назови соседей», «А ну-ка, угадай», «К зиме в гости», «Давайте пофантазируем», «Бывает – не бывает», «Что за чем»

- упражнения

«Листья», «Лови, бросай, дни недели называй»

 

 

СЕКУНДЫ, МИНУТЫ, ЧАСЫ

Мы определяем время по часам. Все знают, что часы – это прибор для измерения времени. Немного истории (книга Т. И. Тарабарина «Детям о времени стр.151)

При формировании у детей представления о продолжительности часа и умения узнавать время по часам с точностью до часа необходимо демонстрировать разные виды часов: настенные, наручные, электронные, будильник, секундомер, песочные, водяные. Необходимо использовать модель циферблата. Конкретные представления о продолжительности часа и умение определять время по часам формируются в процессе практической деятельности детей. Следует акцентировать внимание на длительности временных отрезков, наполняя их привычными действиями, сопоставлять временные периоды друг с другом, выявлять их состав, последовательность, взаимозависимость. ( + см. распечатку)

Варианты работы по теме: «Время» (книга  Т. И. Тарабарина «Детям о времени стр.151- 188; Е. Рылеева «Время – часть и целое» - практ-е упражнения)

- загадки

- художественные произведения (стихи, сказки, рассказы, считалки)

- ответы на вопросы

- практические упражнения

Учитель – дефектолог

Юлия Александровна Баканова


Вы здесь: Виртуальный методический кабинет Советы ДЕФЕКТОЛОГА Развитие временных представлений
Полезная информация
 2014 - 2024 Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Сайт centerwelcome.ru является официальным сайтом Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Электронная почта info@centerwelcome.ru является официальной электронной почтой Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Все материалы сайта доступны по Лицензии о распространении информации.
Ограничение по возрасту: 18+ | Сегодня: 31 октября 2024 года, четверг
яндекс.ћетрикаСайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз