Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков.
Для правильного произнесения звука ребенку требуется произнести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.
Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути, тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением, является не такой уж сложной, и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Все мы, наверное, помним детские игры, в которых совершали оговоренные движения и одновременно хором декламировали простенькие стишки ("У медведя во бору", "Гуси-гуси, га-га-га" и др). Подобные игры, являются не только увлекательными забавами для малышей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения.
Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами.
Движение, сопровождающее речь, должно быть направлено на усиление её выразительности.
Жест должен усиливать эффект устного высказывания, а не мешать его восприятию.
Совершая определенные движения, ребенок более чётко и правильно произносит те слоги и слова, которые раньше ему не удавались.
ИГРЫ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ
"МЕДВЕДЬ"
(координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания)
Как на горке снег, снег,
И под горкой - снег, снег.
И на елке – снег, снег.
И под елкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь. Тише, тише.. Не шуметь! |
Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх. Медленно приседают и опускают руки. Вновь встают и поднимают руки.
Приседают и опускают руки.
На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе. |
"СОЛНЫШКО"
(развитие мелкой моторики, координации речи и движений)
Солнышко, солнышко Золотое донышко. Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. |
Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки. Дети протягивают по очереди руки вперед. Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку. Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками. Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев. Дети медленно приседают. Поднимаются на носочках и тянутся вверх. |
"СНЕЖИНКИ"
(координация речи с движением, развитие воображения)
Снежинки пуховые, Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном. И землю устилаете Блестящим серебром. |
Дети бегут по кругу, взявшись за руки.
Кружатся на носочках на месте.
Медленно приседают.
|
"СНЕЖОК"
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий, Раз - подбросим,
Два - поймаем,
Три - уроним, И.. сломаем. |
Загибают пальчики, начиная с большого «Лепят», меняя положение ладоней Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую Грозят пальчиком Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок Приседают, ловят воображаемый снежок Встают, роняют «снежок» Топают. |
"САД"
Мы в зеленый сад пойдем, Много яблочек сорвем. Мы положим все в корзину,
В детский сад их отнесем, И потом компот попьем. |
Шагают Тянутся, срывают «яблоки» Наклоняются , складывают «яблочки» в корзину Несут перед собой корзину Пьют «компот». |
"ДЕРЕВО"
Дерево кончается где-то в облаках, Облака качаются на его руках. Эти руки сильные рвутся в вышину, Держат небо синее, звезды и луну! |
Дети поднимают руки вверх
Качают руками
Движение качания усиливается
Корпус качается вправо-влево. |
"ГРЯДКА"
Я давно ждала весну У меня свои дела Мне участок в огороде Нынче мама отвела, Я возьму свою лопатку Я пойду, вскопаю грядку Мягкой грядка быть должна Это любят семена Посажу на ней морковку И редиску. А с боков Будут кустики бобов. |
дети идут по кругу, взявшись за руки меняют направление движения
останавливаются, показывают, как копают показывают, как рыхлят грядку граблями Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.
|
"СЕРЕНЬКИЕ ПЁРЫШКИ"
Воробьи - воробышки, Серенькие перышки! Клюйте, клюйте крошки, У меня с ладошки! Нет, с ладошки не клюют, И погладить не дают. Как бы нам поладить, Чтоб дались погладить? |
Дети похлопывают руками по бокам. Машут руками |
Применение игр на координацию речи с движением помогает достигнуть следующих результатов:
Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи ребенка.
Учитель-логопед Вера Владимировна Елисеева
Новости
|
Представительства в социальных медиа | ||