Своевременное овладение правильной и чистой речью, имеет важное значение для формирования полноценной личности.
Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. Он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот - неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и, нередко, накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому, начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью. Она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения, является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых (будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением) - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей. Поэтому, значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим, в той или иной мере, дефектную речь как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, поэтому ваши занятия артикуляционной гимнастикой дома будут большим подспорьем в коррекционной работе, особенно на этапе постановки и исправления того или иного звука.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык. У нас артикуляция - автоматизированный навык. А ребенку необходимо, через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. И все получится! Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Ваши занятия артикуляционной гимнастикой станут особенно интересными, если вы их разнообразите стихотворными текстами, загадками и сказками. Включите своё воображение и фантазию, и ваши занятия превратятся в увлекательную и волшебную игру для вашего малыша.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИНОК, СКАЗОК И СТИХОВ
Сказка «О Веселом Язычке»
Рот – домик, губы – двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка
(упражнение «Окошко»)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(упражнения «Часики» и «Змейка»)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(упражнение «Блинчик»)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
(упражнение «Качели»)
Вверх взлетел он смело,
Но пора за дело.
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(зубки «заборчиком» многократно постучать о верхние резцы, повторяя звуки т-т-т или д-д-д)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(упражнение «Маляр»)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
- Я с лошадкой погуляю
(упражнение «Лошадка»)
На гармошке ей сыграю.
(упражнение «Гармошка»)
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача -
Загонять в ворота мячик.
(упражнение «Футбол»)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(упражнения «Лопаточка»)
Учитель-логопед: Вера Владимировна Елисеева
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Новости
|
Представительства в социальных медиа | ||