"Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму"
Китайская пословица
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: горячее-холодное, сухое-мокрое, гладкое-шершавое, мягкое-твердое и прочее. Кинестетические ощущения возникают у человека, когда он двигается. Они помогают узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.
На протяжении многих лет работы с детьми со множественными нарушениями развития, я и другие специалисты, работающие в команде, пришли к выводу, что развитие тактильных ощущений является первым этапом в развитии коммуникативных навыков и является одним из основных источников информации об окружающем нас мире предметов, способствует развитию органов чувств, двигательных и моторных функций.
Для многих детей, а особенно со множественными нарушениями развития, тактильные ощущения помогают лучше понять и представить окружающее пространство. В силу особенностей протекания нервных процессов у таких детей, познание мира посредством тактильных ощущений является ведущим. Взаимосвязь "рука – головной мозг" подтверждена многими исследованиями. Следовательно, развитие тактильно-кинестетических ощущений помогает сформировать устойчивые взаимосвязи между нервными клетками в головном мозге. А как следствие – понимание окружающего мира и предметов в нем, возникновение чувства защищенности, снижение агрессивности, страха и более успешная адаптация в социуме. Поэтому игровые занятия с детьми со множественными нарушениями, важно начинать с развития именно этого вида чувствительности.
Они помогут:
Игра и тренировка органов чувств в некотором смысле выполняют одинаковые функции и имеют решающее значение в развитии ребенка.
Тактильные ощущения, моторика и мыслительные процессы во многом очень близки. Швейцарец Жан Пиаже, пионер среди детских психологов, всегда утверждал, что мысль рождается из действия. Можно сказать, что изначально мышление – это повторение мозгом действий, ранее производимых руками. Иными словами – мышление возникает из действия.
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития ощущений и восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться.
Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.
Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и других).
Как же ребенок учится?
Ребенок учится, когда:
Приемы ранней стимуляции младенца:
Тактильно-кинестетическое развитие ребенка с ограниченными возможностями – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, температуре и т.д. С развитием тактильных ощущений у ребенка появляется возможность лучше понять окружающую действительность. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому тактильные способности составляют фундамент умственного развития ребенка с ограниченными возможностями.
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться.
Тактильно-кинестетическое развитие ребенка с ограниченными возможностями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Порой, дети боятся или брезгливо относятся к тем или иным предметам, что приводит их к возбудимости, агрессии.
Поэтому, одной из первостепенных задач следует считать обогащение чувствительного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, слухового.
Когда возникает необходимость в стимуляции общих функций у детей с ограниченными возможностями, в первую очередь, нужно работать в трех направлениях:
С детьми со множественными нарушениями развития лучше использовать натуральные предметы и материалы, при этом давать детям возможность активно действовать с ними.
Важной задачей игр по развитию тактильного восприятия "Чувствительные ладошки" должно стать развитие осознания ребенком самого себя и его окружения через тактильное восприятие:
Перед тем, как начать работу с детьми, педагогу или родителям необходимо собрать сведения о наличии тактильного опыта ребенка, его реакциях на любые прикосновения.
Можно выделить следующие реакции у ребенка:
Игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук:
Очень важно после каждой игры делать выводы. Либо ребёнок самостоятельно, либо с помощью взрослого, который побуждает ребёнка словесно, либо с помощью жестов, мимики давать обратную реакцию на данные действия, игры.
Учитель-дефектолог Юлия Александровна Баканова
С Днём матери!
Спасибо всём мамам на планете за лучший подарок - жизнь! Спасибо за тепло, нежность, ласку и заботу!
Видеоновость от 08 ноября 2024 года
Анкета для проведения опроса граждан
Анкета для проведения опроса граждан, обращающихся по вопросам предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию