Основное меню
Информация учреждения ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ Доступная среда Противодействие коррупции Доска почёта ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ И СТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Независимая оценка качества Вакантные должности. Образовательная деятельность РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ Бесплатная юридическая помощь Виртуальный методический кабинет Советы ЛОГОПЕДА Советы ПСИХОЛОГА Советы ДЕФЕКТОЛОГА "Чувствительные ладошки" Игры на развитие тактильной чувствительности Игры по Монтессори Развитие внимания Развитие мышления Развитие временных представлений Нормативно-правовая база ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН Обращения граждан Социальное такси Полезная информация Наши публикации Первичная профсоюзная организация Телефоны учреждений, оказывающих меры социальной поддержки, медицинскую, социально-психологическую помощь детям и взрослым лицам Ленинградской области Инновационные технологии Вместе - ради детей! XIV Всероссийский форум Осторожно - мошенники!
"Чувствительные ладошки"

"Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму"
Китайская пословица

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: горячее-холодное, сухое-мокрое, гладкое-шершавое, мягкое-твердое и прочее. Кинестетические ощущения возникают у человека, когда он двигается. Они помогают узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.

 

На протяжении многих лет работы с детьми со множественными нарушениями развития, я и другие специалисты, работающие в команде, пришли к выводу, что развитие тактильных ощущений является первым этапом в развитии коммуникативных навыков и является одним из основных источников информации об окружающем нас мире предметов, способствует развитию органов чувств, двигательных и моторных функций.

 

Для многих детей, а особенно со множественными нарушениями развития, тактильные ощущения помогают лучше понять и представить окружающее пространство. В силу особенностей протекания нервных процессов у таких детей, познание мира посредством тактильных ощущений является ведущим. Взаимосвязь "рука – головной мозг" подтверждена многими исследованиями. Следовательно, развитие тактильно-кинестетических ощущений помогает сформировать устойчивые взаимосвязи между нервными клетками в головном мозге. А как следствие – понимание окружающего мира и предметов в нем, возникновение чувства защищенности, снижение агрессивности, страха и более успешная адаптация в социуме. Поэтому игровые занятия с детьми со множественными нарушениями, важно начинать с развития именно этого вида чувствительности.

 

Они помогут:

  • расширить представления о микро и макро пространстве;
    развить целостное восприятие мира и предметов;
  • развить другие органы чувств;
  • улучшить двигательные и моторные функции;
  • развить коммуникативные навыки;
  • позволит сделать жизнь более интересной и насыщенной;
  • улучшить эмоциональное состояние детей.

 

Игра и тренировка органов чувств в некотором смысле выполняют одинаковые функции и имеют решающее значение в развитии ребенка.

Тактильные ощущения, моторика и мыслительные процессы во многом очень близки. Швейцарец Жан Пиаже, пионер среди детских психологов, всегда утверждал, что мысль рождается из действия. Можно сказать, что изначально мышление – это повторение мозгом действий, ранее производимых руками. Иными словами – мышление возникает из действия.

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития ощущений и восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться.

Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.

 

Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и других).

Как же ребенок учится?

Ребенок учится, когда:

  • прикасается к чему-то;
  • смотрит;
  • слушает и общается.

 

Приемы ранней стимуляции младенца:

  • Держите ребенка за руки чуть ниже плечевых суставов и привлекайте его внимание к тому, что вы проделываете с его ручками: пусть он посмотрит, как его ладошки потирают друг о друга, хлопают, прижимаются друг к другу. Подержите руку малыша за предплечье, одновременно с наружной и внутренней стороны. Возьмите его за запястье и помашите его ладошкой, показывая до свидания.
  • Погладьте ладонями ребенка его лицо, голову, живот. Потом помогите ему погладить ваше лицо двумя ладонями. Начиная от ладонной и тыльной поверхностей кисти, легонько целуйте ручки малыша, щекотите и «переступайте» по ним своими пальцами, поднимаясь на наружную и внутреннюю поверхности предплечья.
    вложите между ладонями ребенка резиновую игрушку-пищалку и надавливайте на нее, сводя его ладони.
  • Вложите в ладошку малыша привычный ему предмет. Например, его бутылочку.
  • Если у вас есть домашние животные, погладьте его ладонями ребенка.
  • Дайте подержать младенцу шершавый, гладкий, влажный, сухой, теплый, холодный или липкий предметы. Если он тянет предметы в рот, позаботьтесь о том, чтобы они были крупными и неопасными.
  • Наденьте резиновую, шерстяную или брезентовую перчатку и дайте малышу потрогать ваши пальцы и взять вас за руку.
  • Обратите внимание ребенка на его руки и ноги, когда вы их моете – намыливаете и споласкиваете.
  • Сгибайте и разгибайте руки, ладони и пальцы малыша, когда вытираете их. Тоже самое проделайте с его ногами.
  • Покажите ребенку противоположные действия – вложите ему в кулак два пальца и попросите отпустить их. Теперь возьмите руку малыша в свою – сжимайте и разжимайте свою руку, захватывая и отпуская ручку ребенка.
  • Игрушки, которые надевают на палец или на руку, прекрасно привлекают внимание младенца. Он с удовольствием смотрит на них, трогает и берет.
  • Выполните массаж пальчиков, тем самым воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга.
  • Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой тканей. Они стимулируют движения рук (хватание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

 

Тактильно-кинестетическое развитие ребенка с ограниченными возможностями – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, температуре и т.д. С развитием тактильных ощущений у ребенка появляется возможность лучше понять окружающую действительность. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому тактильные способности составляют фундамент умственного развития ребенка с ограниченными возможностями.

 

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться.

Тактильно-кинестетическое развитие ребенка с ограниченными возможностями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Порой, дети боятся или брезгливо относятся к тем или иным предметам, что приводит их к возбудимости, агрессии.

 

Поэтому, одной из первостепенных задач следует считать обогащение чувствительного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, слухового.

 

Когда возникает необходимость в стимуляции общих функций у детей с ограниченными возможностями, в первую очередь, нужно работать в трех направлениях:

  1. Тренировкой (развитием) органов чувств.
  2. Развитием моторики.
  3. Работой над улучшением способов коммуникации.

 

С детьми со множественными нарушениями развития лучше использовать натуральные предметы и материалы, при этом давать детям возможность активно действовать с ними.

Важной задачей игр по развитию тактильного восприятия "Чувствительные ладошки" должно стать развитие осознания ребенком самого себя и его окружения через тактильное восприятие:

  • стимулирование приобретения различных тактильных навыков;
  • простое различение тактильных ощущений;
  • начальные стадии в осознании различных объектов;
  • осознание того, что каждое дотрагивание имеет определенный смысл;
  • развитие понимания значения прикосновения для установления контакта с другими людьми.

Перед тем, как начать работу с детьми, педагогу или родителям необходимо собрать сведения о наличии тактильного опыта ребенка, его реакциях на любые прикосновения.

Можно выделить следующие реакции у ребенка:

изображение

Игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук:

  • игры с пальчиками
  • игры с водой
  • игры с песком, камнями, опилками
  • игры с красками, пластилином, глиной, кремом, тестом,
  • игры с природными материалами
  • игры с материалами и предметами различной фактуры

 

Очень важно после каждой игры делать выводы. Либо ребёнок самостоятельно, либо с помощью взрослого, который побуждает ребёнка словесно, либо с помощью жестов, мимики давать обратную реакцию на данные действия, игры.

 

Учитель-дефектолог Юлия Александровна Баканова

СРОЧНО НОВОСТИ

Мероприятия на Всероссийский день правовой помощи детям

20 ноября в субъектах Российской Федерации проводится Всероссийский день правовой помощи детям.

Подробнее

Информация от 08 ноября 2024 года

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Экспериментальная деятельность: свойства снега

Ребята отделения социального обслуживания детей-инвалидов погрузились в изучение свойств снега.

Подробнее

Новость от 05 декабря 2024 года

С Днём матери!

Спасибо всём мамам на планете за лучший подарок - жизнь! Спасибо за тепло, нежность, ласку и заботу!

Подробнее

Видеоновость от 08 ноября 2024 года

Анкета для проведения опроса граждан

Анкета для проведения опроса граждан, обращающихся по вопросам предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию

Пройти опрос

Госуслуги
https://www.gosuslugi.ru/
перейти
Правительство Ленинградской области
https://lenobl.ru/
перейти
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области
https://social.lenobl.ru/
перейти