Основное меню
Информация учреждения Вакантные должности. Доска почёта ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН Инновационные технологии Нормативно-правовая база Противодействие коррупции Независимая оценка качества Обращения граждан Доступная среда Бесплатная юридическая помощь Образовательная деятельность Первичная профсоюзная организация Виртуальный методический кабинет Советы ЛОГОПЕДА Советы ПСИХОЛОГА Советы ДЕФЕКТОЛОГА "Чувствительные ладошки" Игры на развитие тактильной чувствительности Игры по Монтессори Развитие внимания Развитие мышления Развитие временных представлений Полезная информация Социальное такси Наши публикации Телефоны учреждений, оказывающих меры социальной поддержки, медицинскую, социально-психологическую помощь детям и взрослым лицам Ленинградской области Осторожно - мошенники!
Игры на развитие тактильной чувствительности

Игры на развитие тактильной чувствительности

 Игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук:

-         игры с пальчиками,

-         игры с водой,

-         игры с песком, камнями, опилками,

-         игры с красками, пластилином, глиной, кремом, тестом,

-         игры с природными материалами,

-         игры с материалами и предметами различной фактуры

Очень важно после каждой игры делать выводы. Либо ребёнок самостоятельно, либо с помощью взрослого, который побуждает ребёнка словесно, либо с помощью жестов, мимики давать обратную реакцию на данные действия, игры.

 

«Человеческие прикосновения»

  • Пальчиковые игры (использовать постоянно)
  • Физическая стимуляция:

-         прикосновения к ребенку, установление тактильного контакта,

-         тормошение, возня,

-         игры и игровые упражнения (например, «Сорока – белобока», «Ку – ку!», «Догоню – догоню!», «Змейка!» и т.д.)

  • · Пассивный / активный массаж
  • · Массаж пальцев и кистей рук

 

Игры с тактильными дощечками

Вам понадобятся: 10 дощечек с порядковыми номерами.

Наклеить:

№1-искусственный или натуральный мех

№2 - наждачная бумага

№3 - ткань (байка, фланель и т.д)

№4 - накапать расплавленный воск.

№5 - кусок веревки или шнурок

№6 - спички или какие - либо палочки

№7 - разломанные пополам спички

№8 - целлофан, клеенка или фольга

№9 - бархат, бархатная бумага

№10 - рубчатая ткань (вельвет, джинс)

  • Ощупывание табличек, расположенных по порядку.
  • Определение гладкости - шершавости.
  • Работа над тактильной памятью.

Начинать работу с 2-3 табличек, постепенно увеличивая их количество.

Ощупывай и запоминай, как лежат таблички

(смешиваете, а ребенок восстанавливает на ощупь последовательность расположения табличек).

Закрой глаза, потрогай табличку. Что тебе напоминает ее поверхность?

Игра «Найди гладкие и шершавые предметы», их  дифференциация

Игра с дощечками (наждачная бумага 5 сортов, 10 дощечек одинаковых попарно).

Найди пару для данной доски -  кладет рядом и т. д.

 

Твёрдый-мягкий

Вам понадобятся: камень, деревянные бруски, металлические предметы, пластмассовые игрушки, вата, мягкие игрушки, одежда и т. д.

Практические действия:

  • Твердые - ощупывают, надавливают, стучат, сжимают, бросают, дуют.
  • Мягкие - ощупывают, сжимают, стучат, бросают, дуют.
  • Игра: «Найди на ощупь»

 

Тёплый – холодный

Вам понадобятся: тазики с водой различной температуры, лед, фен, вентилятор

  • Поднести руки (не очень близко) к свечке.

- Что чувствуете?

  • Подержать в руках кусочек льда.

- Что чувствуете?

  • Опускание пальчиков в тазики с водой различной температуры и определение, где теплее, где холоднее.
  • Стимуляция теплым и холодным воздухом (фен, вентилятор).

 

Вязкий – липкий

Вам понадобятся: варенье, желе, тесто, глина, пластилин

  • Опустить пальчики в варенье.

- Что почувствовали?

  • Соприкоснуться пальчиками, намазанными вареньем.
  • Опустить пальчики (руку) в желеобразную массу, размазать желе по столу, стеклу.
  • Помять кусочки глины, пластилина, теста.
  • Оставить отпечатки.

 

Игры с водой

Вам понадобятся: большие пластиковые бутылки, стаканчики, игрушки, различные ёмкости, ложка и таз, кораблики, кукла и игрушки (животные, птицы), мыло, мочалка, соль, сахар, акварельные краски, тряпочки и губки, кукольная одежда, молоко, прозрачные предметы

  • Возня с водой.
  • Брызгание водой, ударять ладошками по воде, подержать ладошку под струей душа (дождь), сравнить ощущения.
  • Наполнение различных сосудов водой из – под крана (обратить внимание на то, как емкость заполняется водой).
  • Наполнив таз водой организовать игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.
  • Переливание воды из одной посуды в другую.
  • Наливать воду через воронку.
  • Сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком.
  • Превращение таза с водой в «море», по которому плывут кораблики.
  • Чтение стихотворения «Кораблик».
  • Игра «Чудесный мешочек» (цель – найти куклу – голыша для его купания).
  • Купание куклы с определением температуры воды, ее регулирование, с закрытыми глазами мыльной рукой моют куклу, определяя и называя части тела; моют куклу мочалкой.
  • Взбивание мыльной пены.
  • Мытье кукольной посуды.
  • Мытье рук с мылом (круговые движения мыльными руками, мокрыми руками, сухими), сравнений ощущений.
  • Растворить соль, сахар в воде. Понаблюдать, что в теплой и горячей воде они растворяются быстрее. Сделать соответствующий вывод.
  • Растворение акварельных красок в воде («Волшебная цветная вода», приготовление кукольного обеда: красная вода – томатный сок, белая – молоко, оранжевая – фанта, черная – кофе и т.д.).
  • Фокус с бутылочками (получение цветной воды).
  • Стирка кукольной одежды.
  • Вытирание разлившейся воды тряпкой, губкой

 ( определение на ощупь мокрый – сухой, определение скорости впитывания быстро – медленно).

  • Сравнение стакана воды со стаканом молока, поместив в них ложку.
  • Посмотреть сквозь стакан без воды, а затем с водой, сделать вывод о прозрачности воды.
  • Выбрать из сложенных на столе предметов только прозрачные (стекло, слюду, кальку, очки, стакан).
  • Дать подержать пустую бутылку, затем налить в нее воды. Сравнить вес при помощи рук.

Игры с песком

Вам понадобятся: ёмкость с чистым просеянным  песком, игрушки, формочки, лопатки, воронка, трубочки, камни, сито  Можно играть на даче, на детской площадке

  • Игра: «Отпечатки наших рук» (внутренней и внешней сторон). Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях. Затем ребенок пытается рассказать, что он чувствует.

Взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх. Аналогичная работа.

  • «Поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
  • Затем:

выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.

«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка и т.д.).

Пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком.

 Далее:

группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять; понаблюдать загадочные следы;

«поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера; при этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх – вниз»; для сравнения ощущений можно проделать то же упражнение по поверхности стола.

  • Игра «Что же спрятано в песке?» Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки (сначала в сухом песке, а затем в мокром).
  • Игра «Мина» (с рукой и игрушкой). Задача: откопать руку или игрушку, не дотрагиваясь до них.
  • Пропустить «грязную» воду через песок. Сравнить отфильтрованную воду с грязной.
  • «Выпечка» пирожков без формочек, с помощью рук.
  • Набирать песок в ладошки и ссыпать обратно в емкость, просыпать сквозь пальцы.
  • Насыпать совком песок в стаканчики.
  • Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать немного песка на лист бумаги.
  • Рассматривание песка с помощью лупы. Сделать вывод: каждая песчинка лежит отдельно.
  • Подуть через соломинку для коктейля (игрушечный ветер). Сделать вывод: песчинки сдуваются, «убегают от ветра». Подвижная игра «Ветер и песчинки».
  • Воткнуть палочку в песок. Сделать вывод: песок рыхлый.
  • Аккуратно налить немного воды в стакан с песком, потрогать песок. Посмотреть, куда исчезла вода. Сделать вывод.
  • Опыт «Оставь следы» (на сухом и мокром песке).
  • Пропускание песка через трубочку, воронку; проба что – нибудь слепить из сухого песка. Сделать вывод.
  • Смачивание песка водой (обратить внимание на то, что если налить много воды, получится не тесто для пирожков, а жидкая «каша – малаша».
  • Наполнение мокрым песком формочек, разравнивание рукой, совочком; «выпечка пирожков».

 

Игры с пластилином, глиной, тестом

Вам понадобятся: пластилин разных цветов, стека, глина, тесто

  • Помять кусок пластилина в руках (разогреть) – сравнить ощущения каким был пластилин сначала и после того, как его помяли.
  • Отщипывание кусочков.
  • Скатывание шариков из красного пластилина круговыми движениями – «ягодки».
  • Раскатывание колбасок движениями вперед – назад между ладонями, на плоскости.
  • Разрезание коричневого пластилина стекой на кусочки  -  «хлеб».
  • Скатывание толстых колбасок из пластилина – «грядки».
  • Чтение стихотворения про овощи.
  • «Сажаем овощи» (горох станет «репкой», красная фасоль – «картофелем», разноцветная мозаика – помидоры, огурцы и т.д.

 

Делают вывод о свойствах  пластилина.

 

Игры с крупами, природными материалами

Вам понадобятся: крупы, емкости, совок, непрозрачные мешочки с крупами, сито, игрушки, пластилин, природный материал: шишки, листья, желуди, семена и т.д.

  • Опускать руки в миски с разными крупами, природными материалами, сравнить ощущения.
  • Пересыпание руками материалов из одной емкости в другую.
  • Покатать по руке различные природные материалы.
  • Игра «Чудесный мешочек».
  • Растирание круп между ладошками, сравнение ощущений.
  • Пересыпание круп при помощи рук, совка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую.
  • Сделать «дождь или град».
  • По рассыпанной на полу крупе походить босиком или в носках.
  • Игра «Золушка» (перебирание круп).
  • «Волшебное сито». Смешаны рис и манка, перебирают руками, а затем через сито. Делают вывод.
  • Игра «Найди такую же крупу» (на ощупь).
  • Найти мелкие игрушки, спрятанные в крупах.
  • Выкладывание узора путем чередования круп.
  • Вдавливание горошин в кусочек коричневого пластилина – «шоколад с орехами».

 

Игры с тканью, бумагой

Вам понадобятся: бумага различной фактуры, ткани различной фактуры, ножницы, карандаши

  • Ощупывание различных видов бумаги, определение толщины, фактуры.
  • Игра «Найди на ощупь пару».
  • Действия с бумагой, тканью:

мять и разглаживать руками,

рвать и резать,

складывать пополам,

скатывать в трубочку.

Сделать вывод.

  • Обвести ладошку на бумаге.
  • Ощупывание разных видов ткани.
  • Проводить различными кусочками ткани по рукам, ногам, лицу. Выяснить, какие ткани вызвали положительные ощущения.
  • Игра «Найди на ощупь пару».

 

Дорогие родители, специалисты, надеюсь, что предложенные игры помогут вам в установлении положительного эмоционального контакта с ребёнком, расширят представления о микро и макро пространстве,  улучшат двигательные и  моторные функции, разовьют коммуникативные навыки у ребёнка, позволят сделать жизнь более интересной и насыщенной, улучшат эмоциональное состояние детей. Удачи!

 

Учитель – дефектолог

Баканова Юлия Александровна

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

«Финансовая безопасность для всей семьи: защити свои деньги»

Клиенты реабилитационного отделения продолжают участие во Всероссийской просветительской эстафете «Мои финансы».

Подробнее

Новость от 24 июня 2025 года

Видеоролик в рамках противодействия телефонному мошенничеству

Мошенники выдают себя за сотрудников правоохранительных органов, банков, социальных служб, постоянно обновляют свои схемы и легенды. Если вам позвонил незнакомец, заговорил про деньги, требует от вас немедленных действий - не паникуйте. Прервите разговор. А если звонок все-таки встревожил, позвоните в банк и убедитесь, что все в порядке.

Подробнее

Видеоновость от 03 марта 2025 года

Анкета для проведения опроса граждан

Анкета для проведения опроса граждан, обращающихся по вопросам предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию

Пройти опрос

Госуслуги
https://www.gosuslugi.ru/
перейти
Правительство Ленинградской области
https://lenobl.ru/
перейти
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области
https://social.lenobl.ru/
перейти