Игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук:
- игры с пальчиками,
- игры с водой,
- игры с песком, камнями, опилками,
- игры с красками, пластилином, глиной, кремом, тестом,
- игры с природными материалами,
- игры с материалами и предметами различной фактуры
Очень важно после каждой игры делать выводы. Либо ребёнок самостоятельно, либо с помощью взрослого, который побуждает ребёнка словесно, либо с помощью жестов, мимики давать обратную реакцию на данные действия, игры.
«Человеческие прикосновения»
- прикосновения к ребенку, установление тактильного контакта,
- тормошение, возня,
- игры и игровые упражнения (например, «Сорока – белобока», «Ку – ку!», «Догоню – догоню!», «Змейка!» и т.д.)
Игры с тактильными дощечками
Вам понадобятся: 10 дощечек с порядковыми номерами.
Наклеить:
№1-искусственный или натуральный мех
№2 - наждачная бумага
№3 - ткань (байка, фланель и т.д)
№4 - накапать расплавленный воск.
№5 - кусок веревки или шнурок
№6 - спички или какие - либо палочки
№7 - разломанные пополам спички
№8 - целлофан, клеенка или фольга
№9 - бархат, бархатная бумага
№10 - рубчатая ткань (вельвет, джинс)
Начинать работу с 2-3 табличек, постепенно увеличивая их количество.
Ощупывай и запоминай, как лежат таблички
(смешиваете, а ребенок восстанавливает на ощупь последовательность расположения табличек).
Закрой глаза, потрогай табличку. Что тебе напоминает ее поверхность?
Игра «Найди гладкие и шершавые предметы», их дифференциация
Игра с дощечками (наждачная бумага 5 сортов, 10 дощечек одинаковых попарно).
Найди пару для данной доски - кладет рядом и т. д.
Твёрдый-мягкий
Вам понадобятся: камень, деревянные бруски, металлические предметы, пластмассовые игрушки, вата, мягкие игрушки, одежда и т. д.
Практические действия:
Тёплый – холодный
Вам понадобятся: тазики с водой различной температуры, лед, фен, вентилятор
- Что чувствуете?
- Что чувствуете?
Вязкий – липкий
Вам понадобятся: варенье, желе, тесто, глина, пластилин
- Что почувствовали?
Игры с водой
Вам понадобятся: большие пластиковые бутылки, стаканчики, игрушки, различные ёмкости, ложка и таз, кораблики, кукла и игрушки (животные, птицы), мыло, мочалка, соль, сахар, акварельные краски, тряпочки и губки, кукольная одежда, молоко, прозрачные предметы
( определение на ощупь мокрый – сухой, определение скорости впитывания быстро – медленно).
Игры с песком
Вам понадобятся: ёмкость с чистым просеянным песком, игрушки, формочки, лопатки, воронка, трубочки, камни, сито Можно играть на даче, на детской площадке
Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях. Затем ребенок пытается рассказать, что он чувствует.
Взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх. Аналогичная работа.
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка и т.д.).
Пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком.
Далее:
группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять; понаблюдать загадочные следы;
«поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера; при этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх – вниз»; для сравнения ощущений можно проделать то же упражнение по поверхности стола.
Игры с пластилином, глиной, тестом
Вам понадобятся: пластилин разных цветов, стека, глина, тесто
Делают вывод о свойствах пластилина.
Игры с крупами, природными материалами
Вам понадобятся: крупы, емкости, совок, непрозрачные мешочки с крупами, сито, игрушки, пластилин, природный материал: шишки, листья, желуди, семена и т.д.
Игры с тканью, бумагой
Вам понадобятся: бумага различной фактуры, ткани различной фактуры, ножницы, карандаши
мять и разглаживать руками,
рвать и резать,
складывать пополам,
скатывать в трубочку.
Сделать вывод.
Дорогие родители, специалисты, надеюсь, что предложенные игры помогут вам в установлении положительного эмоционального контакта с ребёнком, расширят представления о микро и макро пространстве, улучшат двигательные и моторные функции, разовьют коммуникативные навыки у ребёнка, позволят сделать жизнь более интересной и насыщенной, улучшат эмоциональное состояние детей. Удачи!
Учитель – дефектолог
Баканова Юлия Александровна
Новости
|
Представительства в социальных медиа | ||