Основное меню
Информация учреждения ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ Доступная среда Противодействие коррупции Доска почёта ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ И СТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Независимая оценка качества Вакантные должности. Образовательная деятельность РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ Бесплатная юридическая помощь Виртуальный методический кабинет Нормативно-правовая база ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН Обращения граждан Социальное такси Полезная информация Наши публикации Игры с песком, как средство развития детей с ОВЗ Развитие моторики у детей с ОВЗ «Когда для меня есть место в этом мире..» Дети и самоизоляция: игры с пальчиками Развивающая игра «Весенние цветы» Логопедические сказки в работе с детьми с нарушениями речи Что наша жизнь? Игра.. Программа альтернативной коммуникации PECS Развитие памяти у ребенка. Синдром третьей четверти Игры на развитие внимания Предотвратить беду.. Защитить себя. Развивающие игры с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Первичная профсоюзная организация Телефоны учреждений, оказывающих меры социальной поддержки, медицинскую, социально-психологическую помощь детям и взрослым лицам Ленинградской области Инновационные технологии Вместе - ради детей! XIV Всероссийский форум Осторожно - мошенники!
Развивающие игры с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Дети с ОВЗ – это дети с разными нарушениями развития. Они недостаточно наблюдательны, имеют слабое развитое воображение. Память детей с выраженными интеллектуальными нарушениями находится на низком уровне.

 

Мыслительная деятельность детей характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большой сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного). Кроме того, у детей с ОВЗ отмечается сниженная познавательная активность.

Особо важная задача  для развития познавательных способностей детей – формирование самостоятельно и творчески мыслить.

 

Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых методик и пособий для развития познавательных  способностей. Одним из них являются логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

 

Занятия с блоками Дьенеша развивают интеллект ребенка и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять.

Эти пособия отличаются своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать у детей мелкую моторику, память, мышление, внимание, усидчивость, воспитывают  настойчивость, целеустремленность, силу воли. Положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Дети в доступной форме получают информацию о цвете, форме,  размере, толщине, приобретают конструктивные навыки.

 

Блоки Дьенеша позволяют работать с наглядным материалом, строить занятия в игровой форме, использовать разную степень сложности задания.

В процессе различных действий с блоками, дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предмете 1 свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицирoвать и обoбщать прeдметы сразу по 2 свойствам (цвeт и форма, форма и размeр, размeр и тoлщина и т. д.), нескoлько пoзже – пo 3 свойствам (цвeт, форма и размeр; форма, размeр и тoлщина; цвет, размeр и толщина) и по 4 свойствам (цвет, форма, размер и толщина). При этoм, в oднoм и том жe упражнeнии легкo можнo менять степень слoжности задания с учётoм индивидуальных возможностeй детей. Кoгда воспитанники oсвoят простейшие лoгические опeрации – можно пeреходить к бoлeе слoжным задачам.

 

Также с лoгическими блoками примeняются карточки, на которых условно обозначeны свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточeк позволяет развивать у детей способность к замещeнию и мoделированию свойств, умению кoдировать и декoдировать информацию o них. Эти спoсoбности и умения развиваются в прoцессе выполнения разнообразных предметнo-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые рассказывают o цвeте, фoрме, вeличине или тoлщине блокoв, дети упражняются в замещении и кoдировании свойств.

 

Карточки-свoйства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно‐схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств станoвятся мостиком «словесно‐логическому мышлению».

С блоками Дьенеша рeбёнок выполняет различные действия:

выкладывает, мeняет мeстами, убирает, прячeт, ищет, дeлит между «пoссорившимися» игрушками и так далeе, а по ходу действий рассуждает.

 

Умение детей oперировать пoлученными знаниями помогаeт в

конструировании, аппликации, рисoвании пo oбразцу: сначала путем накладывания, затем самoстоятельного выкладывая и далeе, рисуя фигуры на чистом листe.

 

Для наиболее эффективного ознакомления детей со свойствами блоков можно использовать  следующие задания:

  • "Найди такие же фигуры, как эта" (по цвету, по форме, по размеру, по толщине);
  • "Найди не такие фигуры как эта" (по форме, по размеру, по цвету, по толщине).
  • "Найди только треугольные фигуры" (синие, квадратные, большие, жёлтые, толстые и т.д.)
  • "Назови, какая эта фигура по цвету" (по форме, по размеру, по толщине).

 

После такого знакомства с блоками можно переходить к играм и

упражнениям.

Дидактические игры:

  • "Цепочка"
  • "Второй ряд"
  • "Чудесный мешочек"
  • "Домино"

Такие игры помогают  детям освоить свойства фигур, понять выражения, "такой же", "не такой" (по цвету, по форме, по размеру, по толщине).

Дидактические игры:

  • " Найди свою квартиру"
  • "Дорожки"
  • "Раздели блоки"
  • "Помоги фигуркам"

Дают  возможность формировать у детей умение классифицировать свойства фигур с постепенным увеличением - количества свойств.

 

Блоки Дьенеша  можно применять  в сюжетно-ролевых  играх.

  • Игра "Автобус" (воспитатель играет  роль кондуктора и раздает  детям билеты (геометрические фигуры).На сиденьях автобуса уже лежат  такие же  блоки. Дети должны найти свое место по билету.
  • Игра "Неделька, стройся" помогает закрепить знания детей о геометрических фигурах, а также умение ориентироваться во времени.

 

Также  проводятся игры с обручами.

Для того, чтобы поддерживать интерес к играм, к обучению, можно  разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами. В гости приходят герои сказок Буратино, Незнайка и др.

 

***

 

В коррекционной работе с детьми с ОВЗ также широко используется

дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Кюизенером.                

 

Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют "числа в цвете", цветными числами, цветными линеечками.

В комплект игры входят 116 палочек, разные по цвету, длине и числу, которое они обозначают. Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше, «меньше», «длиннее»  и многое другое.

 

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, мелкой моторики, внимания, пространственного ориентирования, конструкторских способностей.

На начальном этапе палочки используются, как игровой материал.

На втором этапе палочки выступают уже, как пособие для маленьких математиков.

 

Игры и занятия с палочками:

  • Знакомство с палочками, с их цветом и длиной
  • Выкладывание лесенки от меньшей к большей.
  • Постройка башенок, избушки и другое
  • Выкладывание палочек, чередуя их по цвету и т.д.

 

Постепенно игры и упражнения усложняются.

  • Игра "Железная дорога". Дети строят из разноцветных палочек поезд. Выясняют: сколько мест в каждом вагоне? Как узнать?
  • Игра "Веселый поезд " имеет много вариантов: правила чередования, элементы перестановки (красный -4, фиолетовый -6,вишневый -8),дети строят свой поезд из 3 вагонов. Это упражнение помогает сделать важное открытие; первым может быть любой вагон; разные поезда имеют одинаковую длину, как бы они не переставлялись. Дети, играя, подходят к действию сложения. Предлагается к одному вагону присоединить другой.

 

Палочки и блоки обладают удивительно широкими игровыми возможностями. Для занятий с ними существует множество альбомов с интересными заданиями.Эта технология представляет собой великолепный материал для детского творчества, развития фантазии, воображения, логического мышления.

 

В педагогической практике в коррекционной работе с детьми логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, с их ориентацией на индивидуальный подход, занимают всё большее место.

 

Автор: воспитатель Плевако А.П.

 

Список использованной литературы

  1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения по обучению детей 5-7 лет математике. Москва: издательство Гном и Д, 2008.
  2. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочкамиКюизенера./СПб: Издательство «Детство-пресс», 2015
  3. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб.
  4. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет.(под. ред. Столяра А.А.- М.: Просвещение.1991)
  5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2008.
  6. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж. ТЦ, «Учитель», 2007.
  7. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Москва-Синтез, 2010.
  8. Финкельштейн Б.Б., Хвостова Э. «Волшебные дорожки», комплект игр и упражнений СПб, «Корвет».
  9. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце сидели», Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. СПб: ООО «Корвет», 2003.

СРОЧНО НОВОСТИ

Мероприятия на Всероссийский день правовой помощи детям

20 ноября в субъектах Российской Федерации проводится Всероссийский день правовой помощи детям.

Подробнее

Информация от 08 ноября 2024 года

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Экспериментальная деятельность: свойства снега

Ребята отделения социального обслуживания детей-инвалидов погрузились в изучение свойств снега.

Подробнее

Новость от 05 декабря 2024 года

С Днём матери!

Спасибо всём мамам на планете за лучший подарок - жизнь! Спасибо за тепло, нежность, ласку и заботу!

Подробнее

Видеоновость от 08 ноября 2024 года

Анкета для проведения опроса граждан

Анкета для проведения опроса граждан, обращающихся по вопросам предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию

Пройти опрос

Госуслуги
https://www.gosuslugi.ru/
перейти
Правительство Ленинградской области
https://lenobl.ru/
перейти
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области
https://social.lenobl.ru/
перейти