Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню,
Вовлеки меня – и тогда я постигну.
Конфуций.
Главной проблемой детей с особыми потребностями является то, что они не могут говорить и выразить свои чувства, желания, нужды. Если родители еще как-то могут понять, что хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у неговорящих детей возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
По мнению психологов, потребность в общении является одной из базовых потребностей человека. Почему же оно так важно? Общение – это один из залогов гармоничного развития личности, условие как духовного, так и физического здоровья, а также способ познания себя и окружающих.
Использование карточек PECS в работе с неговорящими детьми
Существует множество методик развития коммуникации и межличностного общения неговорящих детей. Одной из эффективных методик является методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек PECS.
PECS (Picture Exchange Communication System), или Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост из Программы исправления аутизма в городе Делавэр (штат Нью-Джерси).
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).
Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS: отработка сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай»; устойчивый учебный навык; имитация действий «сделай, как я». Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются.
С целью успешного овладения альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями последовательно проводятся следующие шесть этапов обучения.
ЭТАП I : «КАК» ОСУЩЕСТВИТЬ ОБЩЕНИЕ
Осуществляется физический обмен картинки на предмет. Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше -вкусовые или вещевые. Педагог привлекает внимание ребенка на любимый предмет и осуществляет его обмен на карточку (изображение этого предмета).
ЭТАП II: РАССТОЯНИЕ И НАСТОЙЧИВОСТЬ
Обучение ребенка отдавать карточку, если человек не рядом (спонтанные действия). Необходимо сделать коммуникативный альбом с набором карточек на листы которого ребёнок будет выкладывать карточки, изученные ранее. Как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинать работать на дистанции, которую в дальнейшем постепенно увеличивают. Ученику нужно дать четко понять, насколько важно добиться внимания коммуникативного партнера до обмена картинками. В крайнем случае, можно прибегнуть к помощи второго педагога.
ЭТАП III: РАЗЛИЧЕНИЕ КАРТОЧЕК
Выбор двух-трех различных картинок, обучение распознавать, что изображено на карточке. Результаты записываются: действительно ли ребенок хотел тот предмет, который он просил при помощи карточки. Ошибка на этой стадии – это ошибка распознавания. Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов (вводится предикативный словарь). Важная составная часть – научить ребенка находить нужную карточку в коммуникативном альбоме. Также существуют специальные приспособления для работы на улице, в гостях, для облегчения коммуникации при передвижении по дому.
ЭТАП IV: СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обучение составлять предложения из карточек. Используются полоска в коммуникативном альбоме для составления предложения «Я хочу (предмет)» или «дай мне (предмет)», также используется техника «обратной цепочки». Ребенка учат просить конкретные специфические предметы (Я хочу красное яблоко). В конце этапа в коммуникативном альбоме ученика содержится, как правило, 25-50 небольших карточек, чтобы общаться с различными коммуникативными партнерами.
ЭТАП V: ОТВЕТ НА ВОПРОС «ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ?» (ПРОСЬБА КАК ОТВЕТ НА ВОПРОС)
Обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.
На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций и т.п.
ЭТАП VI: КОММЕНТИРОВАНИЕ
Обучение делать комментарии при помощи карточек. Ученик должен адекватно отвечать на заданные в случайном порядке вопросы: «Что бы ты хотел?», «Что ты видишь?», «Что там у тебя?». Внимание обращается не столько на требование вещи / деятельности, сколько на назывании данного явления. Вначале педагог действует так же, как и на предыдущих этапах: задает вопрос, например: «Что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу». Постепенно визуальная опора исчезает.
На практике введение системы PECS бывает сопряжено с некоторыми трудностями, которые не позволяют ребенку последовательно продвигаться в приобретении данного навыка. Причиной этому служит не в затруднениях самого ребенка, а в неправильные действия родителей и педагогов. Ошибки бывают следующие:
Основные преимущества использования программы РЕСS:
Коррекцию речевых расстройств у неговорящих детей следует начинать как можно раньше, т.к. требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.
Учитель-логопед Елисеева В.В.
Результат участия в Фестивале «Добрые сердца - источник творчества»
12 декабря состоялась торжественная церемония награждения победителей и призеров областного онлайн фестиваля «Добрые сердца - источник творчества». Фестиваль «Добрые сердца - источник творчества» проводится уже в семнадцатый раз. Он объединяет детей с ограниченными возможностями и помогает им раскрыть свои творческие способности. В этом году, объявленном Годом Семьи, в фестивале приняли участие более 200 детей в возрасте от 5 до 18 лет из 14 районов Ленинградской области. Они соревновались в семи номинациях: декоративно-прикладное искусство, художественное творчество, художественное чтение, пение, инструментальное исполнительство, танец и народное творчество. Ребята отделения социального обслуживания детей-инвалидов приняли активное участие в конкурсе. В номинации "художественное чтение" в возрастной категории от 15 до 18 лет призером стал Максим Козлов со стихотворением Наталии Тебелевой «Степной пропитались пылью…». К трансляции фестиваля подключились не только руководители творческих коллективов, но и сами участники - дети и их родители. Во время прямого включения ребят поздравили звёзды российской эстрады. Подобные мероприятия помогают детям с инвалидностью почувствовать свою ценность и получить поддержку и признание общества. Они также способствуют развитию инклюзивного образования и культуры, где каждый человек, независимо от своих возможностей, может реализовать свой потенциал.
Видеоновость от декабря года
Анкета для проведения опроса граждан
Анкета для проведения опроса граждан, обращающихся по вопросам предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию