Вот и подрос ваш малыш настолько, что пора задуматься всерьез о его обучении.
Ему только 3 года, но для вас он уже большой. Пора начинать учиться читать, готовиться к письму, много и красиво говорить.
Для современных мам и пап очень важно хорошо разбираться в существующих методиках обучения детей. Особенно в тех, что касаются обучения чтению. Многое в развитии ребенка зависит от того, каким образом он научился читать, нравилось ли ему это, способствовало ли обучение грамотности, не вредило ли здоровью, побуждало ли к поиску знаний.
Психологи убеждены: если ребенок до 12 лет не привыкнет много читать, то он уже вряд ли полюбит это полезное занятие. И правда – трудновато представить себе подростка, проводящего свободное время с книжкой в руках, если раньше он никогда этого не делал. Учителя единодушны в том, что большинство ребят-школьников читают, в основном, из-под палки, да и то - только программный материал, чтобы двойку не схлопотать.
Откуда такая скука и равнодушие? Ведь когда-то, в далеком детстве, эти же 4-хлетние карапузы пыхтели, прилагая неимоверные усилия, чтобы прочитать вывеску на магазине. Куда делось желание?
Сегодня на книжных полках вы найдете множество различных букварей. Многие мамы в растерянности: каждый автор считает свою методику уникальной и самой лучшей. Но несмотря на изобилие таких товаров, у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Давайте попробуем разобраться в методиках обучения чтению, чтобы сделать занятия с малышом увлекательными и полезными.
ТРИ ВОЛШЕБНЫХ МЕТОДА
Оказывается, в педагогике существует всего лишь три способа, по которым можно научиться читать. В каждом из них есть своя минимальная единица чтения. Единица чтения – это то же самое, что кирпичик в доме: по кирпичику строится целый дом.
Слушаем звуки.
Самый распространенный метод обучения чтению деток от 3 до 6 лет, принятый в нашей стране – это фонемный или звуковой.
Минимальная единица чтения, на которую опирается взрослый при таком обучении – это звук и буква. Всем хорошо известен этот метод – раньше деток в школе учили читать только так и не иначе. Помните: сначала слушаем звук речи. Например, М, а потом заучиваем соответствующую букву – "М". Самое трудное начинается позже – когда малышу нужно сложить две известные буквы в слог. Для многих дошколят это непосильная задача. Ну как же так: было "Д" и "О". А получилось, почему-то, "ДО".
Этот метод обучения (слогослияние) трудоемок и для малышей, и для педагога, а терпению многих мам можно просто позавидовать, ведь времени такое обучение занимает, как правило, очень много. Почти все буквари, что можно увидеть в книжных магазинах, а также традиционные программы для дошкольников, построены на звуковом методе. Кто-то из авторов пытается помочь деткам, предлагая различные схемы слогов и слов: гласный звук обозначается красным кружочком, а согласный – синим. А кто-то придумывает игровые приемы. Например, первая буква в слоге, как машинка, "едет" к соседней и одновременно произносится протяжно: МММММ _ А. Получилось "МА". Очень сложна такая система обучения для малышей с нарушениями речи, трудностями концентрации внимания, а также для просто активного любознательного непоседы.
В начале было слово.
Как слышно из названия ("Глобальное чтение"), минимальной единицей чтения здесь будет не звук и не буква, а целое слово.
Очень популярна среди мам методика американского ученого Гленна Домана, где малышу примерно с 4 месяцев предлагается показывать карточки с написанными красным цветом словами. Скорее всего, ценность данной методики - в тренировке механической памяти, но приблизительно к 2 годам или раньше детки теряют интерес к работе с карточками, так как мозг ребенка, все же, имеет предел для восприятия графической информации. Есть данные и о нарушениях грамматического строя речи, которые проявляются у малыша позже.
Общеизвестно, что слова в английском языке не изменяются по родам и падежам. Именно поэтому метод чтения целыми словами там очень популярен. В русском же языке огромное количество словоформ: слова изменяются и по падежам, и по родам, и по числам, и по временам. Например, слово "шить" может изменяться различными способами: "пришить, ушить, сшить, подшить" или "шил, шью, сошью, шитье" и т.д. Все это многообразие русского языка невозможно отразить на карточках, что и может приводить к недоразвитию способности к словообразованию и словоизменению.
По складам.
Широко известен сейчас и "складовой метод" обучения чтению дошколёнка. Здесь научить малыша чтению и письму помогает склад – то есть такой слог, при котором сначала произносится согласный звук, а затем – гласный: ПА, МИ, СЕ, КУ.
Как ни удивительно, но складом лингвисты считают и одиночные гласные и согласные: А, К, Б. Прислушайтесь к себе: при произнесении звука А вы ощутите тонкие мышечные напряжения в области глотки, а уж затем почувствуете выдыхаемую струю воздуха. Значит, у вас получился склад – согласный плюс гласный. То же самое мы можем почувствовать, если произнесем Б: сначала плотное сжимание губ, а затем – воздушная струя. Опять склад!
Ничего удивительного в этом нет. Еще Лев Николаевич Толстой заметил, что на самом-то деле самая маленькая часть речи – это не звук, а склад. Он считал, что обучать чтению ребят можно только складовым методом, т.е. используя самый физиологичный и привычный для малыша кусочек родной речи. И правда – все детки начинают лепетать именно складами: "ба-ба-ба", "дя-дя-дя". Толстой писал, что "звуковой метод", с 70-х годов ХIХ в., проникавший в Россию с Запада, является "недоразумением", "противен духу русского языка и привычкам народа".
Если Лев Николаевич только обозначил склад, как единицу чтения, то в наши дни все склады систематизированы и превращены в уникальную по своей эффективности и продуманности систему. Такую систему обучения чтению и письму разработал Николай Александрович Зайцев – филолог, педагог-новатор и назвал ее "Кубики Зайцева". Он опирался на идеи Толстого, но привнес много интересного в свой метод, смог превратить обучение чтению в увлекательную игру.
Важно понимать, что все требования, выдвигаемые Н.А. Зайцевым к проведению занятий, научно обоснованны. Таблицы и полочка висят так высоко для профилактики нарушений зрения и осанки. Кубики лежат в куче не рассортированные, для развития умения быстро переключаться, находить нужный кубик. А это непросто - настоящая мыслительная работа для малыша! Посмотрите, как он трудится, копошится вокруг кубиков, ставит их на полочку, пишет свои первые слова. А работа по письму указкой по таблице должна присутствовать почти на каждом занятии. Таблицы - это настоящая "сокровищница" для развития всевозможных мыслительных операций. Пропевая по ним песенки, написав десяток-другой слов с помощью указки (вместе с педагогом на первых порах), у вашего маленького ученика разовьются внимание, память, пространственные ориентировки, лучше будут произноситься звуки, а читать он научится как бы сам собой. Дети даже не всегда понимают, что их учат читать. "А мы сами научились!" - заявляют они своим изумленным родителям. Это происходит потому, что методика удивительно игровая, кубики нравятся абсолютно всем - и 2-х леткам и 6-тилеткам. Особенно важно то, что выполнять задания получается у всех, ситуация успеха обеспечена каждому.
Учимся читать по правилам!
Правила для мамы:
Какую бы методику обучения своего крохи вы ни выбрали, главное – это радость, которую она ему приносит. И первое прочитанное слово не заставит себя ждать – не так ли?
Желаю Вам и Вашим малышам всего самого светлого, тёплого и доброго!
Учитель –логопед Ахметова И.Н.
Новости
|
Представительства в социальных медиа | ||