Основное меню
Информация учреждения ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ Доступная среда Противодействие коррупции Доска почёта ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ И СТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Независимая оценка качества Вакантные должности. Образовательная деятельность РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ Бесплатная юридическая помощь Виртуальный методический кабинет Нормативно-правовая база ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН Обращения граждан Социальное такси Полезная информация Наши публикации Игры с песком, как средство развития детей с ОВЗ Развитие моторики у детей с ОВЗ «Когда для меня есть место в этом мире..» Дети и самоизоляция: игры с пальчиками Развивающая игра «Весенние цветы» Логопедические сказки в работе с детьми с нарушениями речи Что наша жизнь? Игра.. Программа альтернативной коммуникации PECS Развитие памяти у ребенка. Синдром третьей четверти Игры на развитие внимания Предотвратить беду.. Защитить себя. Развивающие игры с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Первичная профсоюзная организация Телефоны учреждений, оказывающих меры социальной поддержки, медицинскую, социально-психологическую помощь детям и взрослым лицам Ленинградской области Инновационные технологии Вместе - ради детей! XIV Всероссийский форум Осторожно - мошенники!
Развивающие игры с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Дети с ОВЗ – это дети с разными нарушениями развития. Они недостаточно наблюдательны, имеют слабое развитое воображение. Память детей с выраженными интеллектуальными нарушениями находится на низком уровне.

 

Мыслительная деятельность детей характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большой сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного). Кроме того, у детей с ОВЗ отмечается сниженная познавательная активность.

Особо важная задача  для развития познавательных способностей детей – формирование самостоятельно и творчески мыслить.

 

Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых методик и пособий для развития познавательных  способностей. Одним из них являются логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

 

Занятия с блоками Дьенеша развивают интеллект ребенка и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять.

Эти пособия отличаются своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать у детей мелкую моторику, память, мышление, внимание, усидчивость, воспитывают  настойчивость, целеустремленность, силу воли. Положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Дети в доступной форме получают информацию о цвете, форме,  размере, толщине, приобретают конструктивные навыки.

 

Блоки Дьенеша позволяют работать с наглядным материалом, строить занятия в игровой форме, использовать разную степень сложности задания.

В процессе различных действий с блоками, дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предмете 1 свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицирoвать и обoбщать прeдметы сразу по 2 свойствам (цвeт и форма, форма и размeр, размeр и тoлщина и т. д.), нескoлько пoзже – пo 3 свойствам (цвeт, форма и размeр; форма, размeр и тoлщина; цвет, размeр и толщина) и по 4 свойствам (цвет, форма, размер и толщина). При этoм, в oднoм и том жe упражнeнии легкo можнo менять степень слoжности задания с учётoм индивидуальных возможностeй детей. Кoгда воспитанники oсвoят простейшие лoгические опeрации – можно пeреходить к бoлeе слoжным задачам.

 

Также с лoгическими блoками примeняются карточки, на которых условно обозначeны свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточeк позволяет развивать у детей способность к замещeнию и мoделированию свойств, умению кoдировать и декoдировать информацию o них. Эти спoсoбности и умения развиваются в прoцессе выполнения разнообразных предметнo-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые рассказывают o цвeте, фoрме, вeличине или тoлщине блокoв, дети упражняются в замещении и кoдировании свойств.

 

Карточки-свoйства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно‐схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств станoвятся мостиком «словесно‐логическому мышлению».

С блоками Дьенеша рeбёнок выполняет различные действия:

выкладывает, мeняет мeстами, убирает, прячeт, ищет, дeлит между «пoссорившимися» игрушками и так далeе, а по ходу действий рассуждает.

 

Умение детей oперировать пoлученными знаниями помогаeт в

конструировании, аппликации, рисoвании пo oбразцу: сначала путем накладывания, затем самoстоятельного выкладывая и далeе, рисуя фигуры на чистом листe.

 

Для наиболее эффективного ознакомления детей со свойствами блоков можно использовать  следующие задания:

  • "Найди такие же фигуры, как эта" (по цвету, по форме, по размеру, по толщине);
  • "Найди не такие фигуры как эта" (по форме, по размеру, по цвету, по толщине).
  • "Найди только треугольные фигуры" (синие, квадратные, большие, жёлтые, толстые и т.д.)
  • "Назови, какая эта фигура по цвету" (по форме, по размеру, по толщине).

 

После такого знакомства с блоками можно переходить к играм и

упражнениям.

Дидактические игры:

  • "Цепочка"
  • "Второй ряд"
  • "Чудесный мешочек"
  • "Домино"

Такие игры помогают  детям освоить свойства фигур, понять выражения, "такой же", "не такой" (по цвету, по форме, по размеру, по толщине).

Дидактические игры:

  • " Найди свою квартиру"
  • "Дорожки"
  • "Раздели блоки"
  • "Помоги фигуркам"

Дают  возможность формировать у детей умение классифицировать свойства фигур с постепенным увеличением - количества свойств.

 

Блоки Дьенеша  можно применять  в сюжетно-ролевых  играх.

  • Игра "Автобус" (воспитатель играет  роль кондуктора и раздает  детям билеты (геометрические фигуры).На сиденьях автобуса уже лежат  такие же  блоки. Дети должны найти свое место по билету.
  • Игра "Неделька, стройся" помогает закрепить знания детей о геометрических фигурах, а также умение ориентироваться во времени.

 

Также  проводятся игры с обручами.

Для того, чтобы поддерживать интерес к играм, к обучению, можно  разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами. В гости приходят герои сказок Буратино, Незнайка и др.

 

***

 

В коррекционной работе с детьми с ОВЗ также широко используется

дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Кюизенером.                

 

Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют "числа в цвете", цветными числами, цветными линеечками.

В комплект игры входят 116 палочек, разные по цвету, длине и числу, которое они обозначают. Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше, «меньше», «длиннее»  и многое другое.

 

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, мелкой моторики, внимания, пространственного ориентирования, конструкторских способностей.

На начальном этапе палочки используются, как игровой материал.

На втором этапе палочки выступают уже, как пособие для маленьких математиков.

 

Игры и занятия с палочками:

  • Знакомство с палочками, с их цветом и длиной
  • Выкладывание лесенки от меньшей к большей.
  • Постройка башенок, избушки и другое
  • Выкладывание палочек, чередуя их по цвету и т.д.

 

Постепенно игры и упражнения усложняются.

  • Игра "Железная дорога". Дети строят из разноцветных палочек поезд. Выясняют: сколько мест в каждом вагоне? Как узнать?
  • Игра "Веселый поезд " имеет много вариантов: правила чередования, элементы перестановки (красный -4, фиолетовый -6,вишневый -8),дети строят свой поезд из 3 вагонов. Это упражнение помогает сделать важное открытие; первым может быть любой вагон; разные поезда имеют одинаковую длину, как бы они не переставлялись. Дети, играя, подходят к действию сложения. Предлагается к одному вагону присоединить другой.

 

Палочки и блоки обладают удивительно широкими игровыми возможностями. Для занятий с ними существует множество альбомов с интересными заданиями.Эта технология представляет собой великолепный материал для детского творчества, развития фантазии, воображения, логического мышления.

 

В педагогической практике в коррекционной работе с детьми логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, с их ориентацией на индивидуальный подход, занимают всё большее место.

 

Автор: воспитатель Плевако А.П.

 

Список использованной литературы

  1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения по обучению детей 5-7 лет математике. Москва: издательство Гном и Д, 2008.
  2. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочкамиКюизенера./СПб: Издательство «Детство-пресс», 2015
  3. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб.
  4. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет.(под. ред. Столяра А.А.- М.: Просвещение.1991)
  5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2008.
  6. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж. ТЦ, «Учитель», 2007.
  7. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Москва-Синтез, 2010.
  8. Финкельштейн Б.Б., Хвостова Э. «Волшебные дорожки», комплект игр и упражнений СПб, «Корвет».
  9. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце сидели», Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. СПб: ООО «Корвет», 2003.

СРОЧНО НОВОСТИ

Мероприятия на Всероссийский день правовой помощи детям

20 ноября в субъектах Российской Федерации проводится Всероссийский день правовой помощи детям.

Подробнее

Информация от 08 ноября 2024 года

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Мероприятия на Всероссийский день правовой помощи детям

20 ноября в субъектах Российской Федерации проводится Всероссийский день правовой помощи детям.

Подробнее

Новость от 08 ноября 2024 года

Анкета для проведения опроса граждан

Анкета для проведения опроса граждан, обращающихся по вопросам предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию

Пройти опрос

Госуслуги
https://www.gosuslugi.ru/
перейти
Правительство Ленинградской области
https://lenobl.ru/
перейти
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области
https://social.lenobl.ru/
перейти