«… Внимание - есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
К. Д. Ушинский
Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.
Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания.
Чтобы постепенно и эффективно развивать внимание и память ребенка, необходимо подключать к процессу различные упражнения. Главное, чтобы они проходили в игровом формате и ребёнку было интересно принимать в этом участие.
Рекомендации:
1. Постоянные интересные упражнения и игры.
2. Обязательное участие взрослых в игре, их пример.
3. Внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых, терпение к ошибкам ребенка. Дружелюбная и спокойная атмосфера.
4. Игры и развивающие методики, которые повысят слуховую, зрительную активность. Играть можно и дома, и на прогулке.
5. Самостоятельность детей (самостоятельно складывать игрушки, предметы канцелярии, после рисования, игры; самостоятельно умывается, одевается), все это способствуют развитию внимательности.
6. Знание ребенком режима дня, это дисциплинирует его, помогает делать акцент на важных делах, которые происходят в его жизни каждый день.
Упражнения на развитие внимания должны опираться на ранее приобретенные знания, умения и навыки.
«Повтори узор». При помощи счетных палочек или палочек для мороженого, выложите на столе определенный узор (или схематичное изображение чего-либо, букву, цифру). Ребенок должен его повторить.
«Графический диктант». На листе в клеточку ребенок должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).
«Виммельбухи». Это книги с мелкими детализованными иллюстрациями. Предложите ребенку найти на рисунке что-либо или сосчитать количество выбранных объектов.
«Раскрась круги». Нарисуйте на листе бумаги десять одинаковых кружочков. Далее, следуя словесной инструкции, ребенок должен раскрасить каждый круг: например, второй круг справа – желтым цветом, пятый слева – зеленым.
«Посмотри внимательно». Предложите ребенку найти на газетном или журнальном листе как можно больше заданных букв (например, найти все буквы А или М).
«Таблицы Шульте». Это таблицы, заполненные цифрами (от 1 до 10 или от 1 до 20) в хаотичном порядке. Ребенок должен постараться как можно быстрее найти все цифры по порядку.
«Дни недели». Называете будний день, ребенок хлопает в ладоши, а когда выходной, никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.
«Где игрушка?». “Зайчик очень любит прятаться и хочет, чтобы ты его поискал. Надо закрыть глазки, и ждать, пока я скажу “Ищи”. Игрушка прячется на видное место. Если ребенку тяжело найти, можно немножко помочь ему. Игра развивает устойчивость внимания и способность доводить поставленную задачу до конца.
«Что изменилось?». Для этой игры потребуется столик и игрушки (7-8 штук). Они могут быть абсолютно разными, но на столе их надо разместить так, чтобы они выполняли какие-нибудь действия. Например, кукла сидит за столом, пьет чай, а мишка смотрит телевизор. Рядом с мишкой лежит мяч. Потом надо позвать ребёнка и спросить: “Что-то изменилось на столе?” Ребенок должен сказать, что было раньше на столе и что изменилось. Если ребенок начинает трогать игрушки руками, то игру следует прекратить
"Нос-пол-потолок". Ведущий предлагает детям поиграть, при этом не поддаваясь на провокацию. Он будет произносить слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.
"Повтори движение". Ведущий оговаривает условие игры: он будет показывать движения, которые дети должны за ним повторять, кроме одного, например, поднимать руку - нельзя. Ребенок должны внимательно следить за тем, какое сейчас будет движение, чтобы вовремя среагировать.
Ключникова Н.В.
Анкета для проведения опроса граждан
Анкета для проведения опроса граждан, обращающихся по вопросам предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию