Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню,
Вовлеки меня – и тогда я постигну.
Конфуций.
Главной проблемой детей с особыми потребностями является то, что они не могут говорить и выразить свои чувства, желания, нужды. Если родители еще как-то могут понять, что хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у неговорящих детей возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
По мнению психологов, потребность в общении является одной из базовых потребностей человека. Почему же оно так важно? Общение – это один из залогов гармоничного развития личности, условие как духовного, так и физического здоровья, а также способ познания себя и окружающих.
Использование карточек PECS в работе с неговорящими детьми
Существует множество методик развития коммуникации и межличностного общения неговорящих детей. Одной из эффективных методик является методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек PECS.
PECS (Picture Exchange Communication System), или Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост из Программы исправления аутизма в городе Делавэр (штат Нью-Джерси).
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).
Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS: отработка сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай»; устойчивый учебный навык; имитация действий «сделай, как я». Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются.
С целью успешного овладения альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями последовательно проводятся следующие шесть этапов обучения.
ЭТАП I : «КАК» ОСУЩЕСТВИТЬ ОБЩЕНИЕ
Осуществляется физический обмен картинки на предмет. Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше -вкусовые или вещевые. Педагог привлекает внимание ребенка на любимый предмет и осуществляет его обмен на карточку (изображение этого предмета).
ЭТАП II: РАССТОЯНИЕ И НАСТОЙЧИВОСТЬ
Обучение ребенка отдавать карточку, если человек не рядом (спонтанные действия). Необходимо сделать коммуникативный альбом с набором карточек на листы которого ребёнок будет выкладывать карточки, изученные ранее. Как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинать работать на дистанции, которую в дальнейшем постепенно увеличивают. Ученику нужно дать четко понять, насколько важно добиться внимания коммуникативного партнера до обмена картинками. В крайнем случае, можно прибегнуть к помощи второго педагога.
ЭТАП III: РАЗЛИЧЕНИЕ КАРТОЧЕК
Выбор двух-трех различных картинок, обучение распознавать, что изображено на карточке. Результаты записываются: действительно ли ребенок хотел тот предмет, который он просил при помощи карточки. Ошибка на этой стадии – это ошибка распознавания. Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов (вводится предикативный словарь). Важная составная часть – научить ребенка находить нужную карточку в коммуникативном альбоме. Также существуют специальные приспособления для работы на улице, в гостях, для облегчения коммуникации при передвижении по дому.
ЭТАП IV: СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обучение составлять предложения из карточек. Используются полоска в коммуникативном альбоме для составления предложения «Я хочу (предмет)» или «дай мне (предмет)», также используется техника «обратной цепочки». Ребенка учат просить конкретные специфические предметы (Я хочу красное яблоко). В конце этапа в коммуникативном альбоме ученика содержится, как правило, 25-50 небольших карточек, чтобы общаться с различными коммуникативными партнерами.
ЭТАП V: ОТВЕТ НА ВОПРОС «ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ?» (ПРОСЬБА КАК ОТВЕТ НА ВОПРОС)
Обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.
На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций и т.п.
ЭТАП VI: КОММЕНТИРОВАНИЕ
Обучение делать комментарии при помощи карточек. Ученик должен адекватно отвечать на заданные в случайном порядке вопросы: «Что бы ты хотел?», «Что ты видишь?», «Что там у тебя?». Внимание обращается не столько на требование вещи / деятельности, сколько на назывании данного явления. Вначале педагог действует так же, как и на предыдущих этапах: задает вопрос, например: «Что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу». Постепенно визуальная опора исчезает.
На практике введение системы PECS бывает сопряжено с некоторыми трудностями, которые не позволяют ребенку последовательно продвигаться в приобретении данного навыка. Причиной этому служит не в затруднениях самого ребенка, а в неправильные действия родителей и педагогов. Ошибки бывают следующие:
Основные преимущества использования программы РЕСS:
Коррекцию речевых расстройств у неговорящих детей следует начинать как можно раньше, т.к. требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.
Учитель-логопед Елисеева В.В.
Новости
|
Представительства в социальных медиа | ||