Комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»

"Чувствительные ладошки"


"Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму"
Китайская пословица

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: горячее-холодное, сухое-мокрое, гладкое-шершавое, мягкое-твердое и прочее. Кинестетические ощущения возникают у человека, когда он двигается. Они помогают узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.

 

На протяжении многих лет работы с детьми со множественными нарушениями развития, я и другие специалисты, работающие в команде, пришли к выводу, что развитие тактильных ощущений является первым этапом в развитии коммуникативных навыков и является одним из основных источников информации об окружающем нас мире предметов, способствует развитию органов чувств, двигательных и моторных функций.

 

Для многих детей, а особенно со множественными нарушениями развития, тактильные ощущения помогают лучше понять и представить окружающее пространство. В силу особенностей протекания нервных процессов у таких детей, познание мира посредством тактильных ощущений является ведущим. Взаимосвязь "рука – головной мозг" подтверждена многими исследованиями. Следовательно, развитие тактильно-кинестетических ощущений помогает сформировать устойчивые взаимосвязи между нервными клетками в головном мозге. А как следствие – понимание окружающего мира и предметов в нем, возникновение чувства защищенности, снижение агрессивности, страха и более успешная адаптация в социуме. Поэтому игровые занятия с детьми со множественными нарушениями, важно начинать с развития именно этого вида чувствительности.

 

Они помогут:

 

Игра и тренировка органов чувств в некотором смысле выполняют одинаковые функции и имеют решающее значение в развитии ребенка.

Тактильные ощущения, моторика и мыслительные процессы во многом очень близки. Швейцарец Жан Пиаже, пионер среди детских психологов, всегда утверждал, что мысль рождается из действия. Можно сказать, что изначально мышление – это повторение мозгом действий, ранее производимых руками. Иными словами – мышление возникает из действия.

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития ощущений и восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться.

Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.

 

Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и других).

Как же ребенок учится?

Ребенок учится, когда:

 

Приемы ранней стимуляции младенца:

 

Тактильно-кинестетическое развитие ребенка с ограниченными возможностями – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, температуре и т.д. С развитием тактильных ощущений у ребенка появляется возможность лучше понять окружающую действительность. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому тактильные способности составляют фундамент умственного развития ребенка с ограниченными возможностями.

 

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться.

Тактильно-кинестетическое развитие ребенка с ограниченными возможностями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Порой, дети боятся или брезгливо относятся к тем или иным предметам, что приводит их к возбудимости, агрессии.

 

Поэтому, одной из первостепенных задач следует считать обогащение чувствительного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, слухового.

 

Когда возникает необходимость в стимуляции общих функций у детей с ограниченными возможностями, в первую очередь, нужно работать в трех направлениях:

  1. Тренировкой (развитием) органов чувств.
  2. Развитием моторики.
  3. Работой над улучшением способов коммуникации.

 

С детьми со множественными нарушениями развития лучше использовать натуральные предметы и материалы, при этом давать детям возможность активно действовать с ними.

Важной задачей игр по развитию тактильного восприятия "Чувствительные ладошки" должно стать развитие осознания ребенком самого себя и его окружения через тактильное восприятие:

Перед тем, как начать работу с детьми, педагогу или родителям необходимо собрать сведения о наличии тактильного опыта ребенка, его реакциях на любые прикосновения.

Можно выделить следующие реакции у ребенка:

 

Игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук:

 

Очень важно после каждой игры делать выводы. Либо ребёнок самостоятельно, либо с помощью взрослого, который побуждает ребёнка словесно, либо с помощью жестов, мимики давать обратную реакцию на данные действия, игры.

 

Учитель-дефектолог Юлия Александровна Баканова


Вы здесь: ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Советы ДЕФЕКТОЛОГА "Чувствительные ладошки"
Новости
Объявления
Полезная информация
  • Телефон доверия для детей, подростков и их родителейТелефон доверия для детей, подростков и их родителей
    Сайт www.telefon-doveria.ru
  • Комитет по социальной защите населения Ленинградской областиКомитет по социальной защите населения Ленинградской области
    Сайт www.social.lenobl.ru
  • КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИКОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
    Сайт www.vbglenobl.ru/kszn/informaciya-kszn
  • ПРОГРАММА ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ РАСШИРЯЕТСЯПРОГРАММА ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ РАСШИРЯЕТСЯ
    Сайт www.vbglenobl.ru/news/programma
    Меню сайта
     
 Главная  Интернет-приёмная  Карта сайта  Для слабовидящих  Вверх
© 2016 - 2017 муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области
 «Комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Сайт centerwelcome.ru является официальным сайтом Комплексного центра социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Электронная почта info@centerwelcome.ru является официальной электронной почтой Комплексного центра социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International.
Ограничение по возрасту: 18+ | Сегодня: 13 декабря 2017 года, среда
Яндекс.МетрикаСайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз