Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»

«Когда для меня есть место в этом мире..»

Данные проведенных опросов показывают, что у большинства несовершеннолетних хотя бы раз возникало желание уйти из дома. В YouTube есть видеосюжет, в котором мальчик 9 лет собирается уйти из дома. Собирается основательно: складывает одежду в рюкзак, йогурт из холодильника и туалетную бумагу. Это пример попытки явного демонстративного ухода. Родители смеются и подзадоривают ребёнка, не забывая при этом снимать видео. И когда ребёнку уже пора выходить за дверь, он на это не решается из-за страха оказаться одному за пределами квартиры, без взрослых, которых воспринимает как свою крепость. И тогда ребенок быстро находит причину, по которой ему надо остаться.

Но так бывает не всегда. Самовольные уходы детей из дома представляют особую опасность для их жизни и здоровья. Самовольные уходы детей в возрасте до 9 лет достаточно редки. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. Более 90% от общего количества самовольных уходов из дома или государственных учреждений совершают подростки 13 – 16 лет.

В современных психологических теориях самовольный уход из дома рассматривается как один из способов защитного поведения. Это проявление поведенческой реакции на возникающее препятствие, на событие, субъективно рассматриваемое ребенком как непреодолимое, изменяющее жизнь. Чаще всего самовольный уход является следствием конфликта между привычной зависимостью от родителей, желанием обособления, сепарации.

Без веских серьезных причин ни один ребенок не уйдет из того места, где ему тепло и уютно (исключения составляют случаи патологических нарушений личности, но тогда этим ребенком должны заниматься психиатры, а не педагоги-психологи). Дети уходят не только из неблагополучных семей. Как показывает практика, около 70 процентов – это дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь привлечь их внимание.

Конечно, это не самый лучший способ реагирования, но если подросток ведет себя именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. На фоне постоянной стрессовой ситуации уходы становятся привычными (стереотипными) - т.е. формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.

При рассмотрении причин уходов подростков из дома с психолого-педагогической точки зрения можно выделить следующие:

Отсутствие доверительных и близких отношений в семье приводит к тому, что ребенок начинает искать тех людей, которые смогли бы его понять, оказать поддержку, быть внимательными к нему. Чаще всего поводом уйти из дома для подростка становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. Дети, имеющие риск ухода из дома, довольно часто характеризуют отношения с родителями как конфликтные, напряженные, отчужденные и только в редких случаях как доброжелательные и основанные на принятии ребенка. Дети отмечают, что причинами конфликтов, которые происходят у них в семье, являются: их низкая успеваемость в школе, их стремление к самостоятельности и «взрослости» и невыполнение требований родителей.

Довольно часто последствием конфликтов в данных семьях становится отсутствие тепла, внимания, заботы и интереса со стороны родителей, чаще матери, которая приводит к формированию у подростка негативизма по отношению к родителям, его отстранению от семьи, длительному времяпровождению вне дома.

Причины ухода из дома имеют, таким образом, глубокую психологическую основу: отвержение и ненужность детей, отсутствие эмоциональной связи с родителями при внешнем благополучии семьи. Часто таким поступком дети хотят привлечь к себе внимание родителей, занятых построением карьеры, самими собой, друг другом, своими увлечениями.

К основным внутренним мотивам самовольного ухода ребенка из дома можно отнести:

1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше. Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

2. Переживание "драйва". Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить "с кем-то, но не со мной". Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что "когда-то в будущем" они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

3. Принадлежность к социальной группе ("Я как мои друзья"). Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать "нет". Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

4. Протест против родителей. Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика. Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

5. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей). Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречие в душе.

6. Замкнутый круг. Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит родителей к стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними. Родители, педагоги начинают отвергать новые качества подростка, желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Но несправедливое наказание, неадекватное их проступку, замыкает круг. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же.

Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. В дальнейшем – серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия. Когда дети уходят первый раз это еще не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребенок не сможет справиться самостоятельно без прямого вмешательства родителей и участия в его жизни.

Действия родителей, как меры профилактики и борьбы с самовольными уходами из дома:

1. Обеспечить комфортные условия проживания. В данном пункте включены практически все аспекты, которые могут повлиять на чувства и переживания ребенка: от оформления интерьера детской комнаты до становления спокойной обстановки в семье. Очень важно, чтобы родители вели себя спокойно, но не игнорировали друг друга.

2. Проводить периодические беседы с ребенком. Даже если с виду ребенок не подает признаков для тревог и беспокойств, необходимо ежедневно организовывать с ним открытые беседы. Примером может послужить простая психологическая игра "Радости и горести": за совместным ужином каждый из членов семьи делиться, какие у него сегодня были "радости", и какие "горести".

3. Стать надежным другом и советчиком для подростка не так просто. В период полового созревания дети скрывают свои проблемы и переживания, им становится стыдно и неудобно. А, возможно, это происходит потому, что изначально родители поставили себя как более взрослые и опытные люди, чей мир недоступен для младшего поколения. С самого детства нужно стремиться стать для ребенка не только родителем, но и другом. Друзья в течении всей жизни меняются, а родители остаются навсегда.

4. Организовывать совместный семейный досуг. Банальный поход в местное кафе может кардинально изменить эмоциональный климат семьи. Дети отдыхают в лагере, родители на море, но гораздо лучше и полезнее, если это будет отдых всей семьей. Новый фильм можно посмотреть и родителям, пусть он будет не так интересен, но суть состоит в том, чтобы ребенок почувствовал тепло и поддержку матери и отца.

5. Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остаётся времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте – он еще ребёнок.

6. Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.

7. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так, потому что подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.

8. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: "Я предупреждала тебя, что так получится!". Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами.

В преодоление кризисных ситуаций в семье могут помочь специалисты. Чем раньше родители обратятся за помощью психолога, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома. Вовремя сказанные своему ребенку слова: "Я с тобой. И рада этому! Как идут твои дела? Есть ли успехи? Что у тебя нового? Расскажи мне о своих переживаниях, достижениях, планах. Для меня это важно!" могут предупредить многие проблемы детей и родителей.

Успехов Вам в воспитании детей!

Педагог-психолог ЛОГБУ "Выборгский КЦСОН "Добро пожаловать!"


Вы здесь: Наши публикации «Когда для меня есть место в этом мире..»
Новости
Полезная информация
 2014 - 2024 Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Сайт centerwelcome.ru является официальным сайтом Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Электронная почта info@centerwelcome.ru является официальной электронной почтой Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Все материалы сайта доступны по Лицензии о распространении информации.
Ограничение по возрасту: 18+ | Сегодня: 19 марта 2024 года, вторник
яндекс.ћетрикаСайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз