Комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»

Как хорошо уметь читать!


Вот и подрос ваш малыш настолько, что пора задуматься всерьез о его обучении.


Ему только 3 года, но для вас он уже большой. Пора начинать учиться читать, готовиться к письму, много и красиво говорить.


Для современных мам и пап очень важно хорошо разбираться в существующих методиках обучения детей. Особенно в тех, что касаются обучения чтению. Многое в развитии ребенка зависит от того, каким образом он научился читать, нравилось ли ему это, способствовало ли обучение грамотности, не вредило ли здоровью, побуждало ли к поиску знаний.


Психологи убеждены: если ребенок до 12 лет не привыкнет много читать, то он уже вряд ли полюбит это полезное занятие. И правда – трудновато представить себе подростка, проводящего свободное время с книжкой в руках, если раньше он никогда этого не делал. Учителя единодушны в том, что большинство ребят-школьников читают, в основном, из-под палки, да и то - только программный материал, чтобы двойку не схлопотать.


Откуда такая скука и равнодушие? Ведь когда-то, в далеком детстве, эти же 4-хлетние карапузы пыхтели, прилагая неимоверные усилия, чтобы прочитать вывеску на магазине. Куда делось желание?


Сегодня на книжных полках вы найдете множество различных букварей. Многие мамы в растерянности: каждый автор считает свою методику уникальной и самой лучшей. Но несмотря на изобилие таких товаров, у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Давайте попробуем разобраться в методиках обучения чтению, чтобы сделать занятия с малышом увлекательными и полезными.

 

ТРИ ВОЛШЕБНЫХ МЕТОДА

Оказывается, в педагогике существует всего лишь три способа, по которым можно научиться читать. В каждом из них есть своя минимальная единица чтения. Единица чтения – это то же самое, что кирпичик в доме: по кирпичику строится целый дом.


Слушаем звуки.

Самый распространенный метод обучения чтению деток от 3 до 6 лет, принятый в нашей стране – это фонемный или звуковой.

Минимальная единица чтения, на которую опирается взрослый при таком обучении – это звук и буква. Всем хорошо известен этот метод – раньше деток в школе учили читать только так и не иначе. Помните: сначала слушаем звук речи. Например, М, а потом заучиваем соответствующую букву – "М". Самое трудное начинается позже – когда малышу нужно сложить две известные буквы в слог. Для многих дошколят это непосильная задача. Ну как же так: было "Д" и "О". А получилось, почему-то, "ДО".

Этот метод обучения (слогослияние) трудоемок и для малышей, и для педагога, а терпению многих мам можно просто позавидовать, ведь времени такое обучение занимает, как правило, очень много. Почти все буквари, что можно увидеть в книжных магазинах, а также традиционные программы для дошкольников, построены на звуковом методе. Кто-то из авторов пытается помочь деткам, предлагая различные схемы слогов и слов: гласный звук обозначается красным кружочком, а согласный – синим. А кто-то придумывает игровые приемы. Например, первая буква в слоге, как машинка, "едет" к соседней и одновременно произносится протяжно: МММММ _ А. Получилось "МА". Очень сложна такая система обучения для малышей с нарушениями речи, трудностями концентрации внимания, а также для просто активного любознательного непоседы.

 

В начале было слово.

Как слышно из названия ("Глобальное чтение"), минимальной единицей чтения здесь будет не звук и не буква, а целое слово.

Очень популярна среди мам методика американского ученого Гленна Домана, где малышу примерно с 4 месяцев предлагается показывать карточки с написанными красным цветом словами. Скорее всего, ценность данной методики - в тренировке механической памяти, но приблизительно к 2 годам или раньше детки теряют интерес к работе с карточками, так как мозг ребенка, все же, имеет предел для восприятия графической информации. Есть данные и о нарушениях грамматического строя речи, которые проявляются у малыша позже.

Общеизвестно, что слова в английском языке не изменяются по родам и падежам. Именно поэтому метод чтения целыми словами там очень популярен. В русском же языке огромное количество словоформ: слова изменяются и по падежам, и по родам, и по числам, и по временам. Например, слово "шить" может изменяться различными способами: "пришить, ушить, сшить, подшить" или "шил, шью, сошью, шитье" и т.д. Все это многообразие русского языка невозможно отразить на карточках, что и может приводить к недоразвитию способности к словообразованию и словоизменению.

 

По складам.

Широко известен сейчас и "складовой метод" обучения чтению дошколёнка. Здесь научить малыша чтению и письму помогает склад – то есть такой слог, при котором сначала произносится согласный звук, а затем – гласный: ПА, МИ, СЕ, КУ.

Как ни удивительно, но складом лингвисты считают и одиночные гласные и согласные: А, К, Б. Прислушайтесь к себе: при произнесении звука А вы ощутите тонкие мышечные напряжения в области глотки, а уж затем почувствуете выдыхаемую струю воздуха. Значит, у вас получился склад – согласный плюс гласный. То же самое мы можем почувствовать, если произнесем Б: сначала плотное сжимание губ, а затем – воздушная струя. Опять склад!

Ничего удивительного в этом нет. Еще Лев Николаевич Толстой заметил, что на самом-то деле самая маленькая часть речи – это не звук, а склад. Он считал, что обучать чтению ребят можно только складовым методом, т.е. используя самый физиологичный и привычный для малыша кусочек родной речи. И правда – все детки начинают лепетать именно складами: "ба-ба-ба", "дя-дя-дя". Толстой писал, что "звуковой метод", с 70-х годов ХIХ в., проникавший в Россию с Запада, является "недоразумением", "противен духу русского языка и привычкам народа".

Если Лев Николаевич только обозначил склад, как единицу чтения, то в наши дни все склады систематизированы и превращены в уникальную по своей эффективности и продуманности систему. Такую систему обучения чтению и письму разработал Николай Александрович Зайцев – филолог, педагог-новатор и назвал ее "Кубики Зайцева". Он опирался на идеи Толстого, но привнес много интересного в свой метод, смог превратить обучение чтению в увлекательную игру.

Важно понимать, что все требования, выдвигаемые Н.А. Зайцевым к проведению занятий, научно обоснованны. Таблицы и полочка висят так высоко для профилактики нарушений зрения и осанки. Кубики лежат в куче не рассортированные, для развития умения быстро переключаться, находить нужный кубик. А это непросто - настоящая мыслительная работа для малыша! Посмотрите, как он трудится, копошится вокруг кубиков, ставит их на полочку, пишет свои первые слова. А работа по письму указкой по таблице должна присутствовать почти на каждом занятии. Таблицы - это настоящая "сокровищница" для развития всевозможных мыслительных операций. Пропевая по ним песенки, написав десяток-другой слов с помощью указки (вместе с педагогом на первых порах), у вашего маленького ученика разовьются внимание, память, пространственные ориентировки, лучше будут произноситься звуки, а читать он научится как бы сам собой. Дети даже не всегда понимают, что их учат читать. "А мы сами научились!" - заявляют они своим изумленным родителям. Это происходит потому, что методика удивительно игровая, кубики нравятся абсолютно всем - и 2-х леткам и 6-тилеткам. Особенно важно то, что выполнять задания получается у всех, ситуация успеха обеспечена каждому.

 

Учимся читать по правилам!

Правила для мамы:

 

Какую бы методику обучения своего крохи вы ни выбрали, главное – это радость, которую она ему приносит. И первое прочитанное слово не заставит себя ждать – не так ли?
Желаю Вам и Вашим малышам всего самого светлого, тёплого и доброго!

 

Учитель –логопед Ахметова И.Н.


Вы здесь: ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Советы ЛОГОПЕДА Как хорошо уметь читать!
Новости
Объявления
Полезная информация
  • Телефон доверия для детей, подростков и их родителейТелефон доверия для детей, подростков и их родителей
    Сайт www.telefon-doveria.ru
  • Комитет по социальной защите населения Ленинградской областиКомитет по социальной защите населения Ленинградской области
    Сайт www.social.lenobl.ru
  • КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИКОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
    Сайт www.vbglenobl.ru/kszn/informaciya-kszn
  • ПРОГРАММА ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ РАСШИРЯЕТСЯПРОГРАММА ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ РАСШИРЯЕТСЯ
    Сайт www.vbglenobl.ru/news/programma
    Меню сайта
     
 Главная  Интернет-приёмная  Карта сайта  Для слабовидящих  Вверх
© 2016 - 2017 муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области
 «Комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Сайт centerwelcome.ru является официальным сайтом Комплексного центра социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Электронная почта info@centerwelcome.ru является официальной электронной почтой Комплексного центра социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International.
Ограничение по возрасту: 18+ | Сегодня: 23 октября 2017 года, понедельник
Яндекс.МетрикаСайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз