Дети с ОВЗ – это дети с разными нарушениями развития. Они недостаточно наблюдательны, имеют слабое развитое воображение. Память детей с выраженными интеллектуальными нарушениями находится на низком уровне.
Мыслительная деятельность детей характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большой сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного). Кроме того, у детей с ОВЗ отмечается сниженная познавательная активность.
Особо важная задача для развития познавательных способностей детей – формирование самостоятельно и творчески мыслить.
Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых методик и пособий для развития познавательных способностей. Одним из них являются логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
Занятия с блоками Дьенеша развивают интеллект ребенка и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять.
Эти пособия отличаются своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать у детей мелкую моторику, память, мышление, внимание, усидчивость, воспитывают настойчивость, целеустремленность, силу воли. Положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Дети в доступной форме получают информацию о цвете, форме, размере, толщине, приобретают конструктивные навыки.
Блоки Дьенеша позволяют работать с наглядным материалом, строить занятия в игровой форме, использовать разную степень сложности задания.
В процессе различных действий с блоками, дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предмете 1 свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицирoвать и обoбщать прeдметы сразу по 2 свойствам (цвeт и форма, форма и размeр, размeр и тoлщина и т. д.), нескoлько пoзже – пo 3 свойствам (цвeт, форма и размeр; форма, размeр и тoлщина; цвет, размeр и толщина) и по 4 свойствам (цвет, форма, размер и толщина). При этoм, в oднoм и том жe упражнeнии легкo можнo менять степень слoжности задания с учётoм индивидуальных возможностeй детей. Кoгда воспитанники oсвoят простейшие лoгические опeрации – можно пeреходить к бoлeе слoжным задачам.
Также с лoгическими блoками примeняются карточки, на которых условно обозначeны свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточeк позволяет развивать у детей способность к замещeнию и мoделированию свойств, умению кoдировать и декoдировать информацию o них. Эти спoсoбности и умения развиваются в прoцессе выполнения разнообразных предметнo-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые рассказывают o цвeте, фoрме, вeличине или тoлщине блокoв, дети упражняются в замещении и кoдировании свойств.
Карточки-свoйства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно‐схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств станoвятся мостиком «словесно‐логическому мышлению».
С блоками Дьенеша рeбёнок выполняет различные действия:
выкладывает, мeняет мeстами, убирает, прячeт, ищет, дeлит между «пoссорившимися» игрушками и так далeе, а по ходу действий рассуждает.
Умение детей oперировать пoлученными знаниями помогаeт в
конструировании, аппликации, рисoвании пo oбразцу: сначала путем накладывания, затем самoстоятельного выкладывая и далeе, рисуя фигуры на чистом листe.
Для наиболее эффективного ознакомления детей со свойствами блоков можно использовать следующие задания:
После такого знакомства с блоками можно переходить к играм и
упражнениям.
Дидактические игры:
Такие игры помогают детям освоить свойства фигур, понять выражения, "такой же", "не такой" (по цвету, по форме, по размеру, по толщине).
Дидактические игры:
Дают возможность формировать у детей умение классифицировать свойства фигур с постепенным увеличением - количества свойств.
Блоки Дьенеша можно применять в сюжетно-ролевых играх.
Также проводятся игры с обручами.
Для того, чтобы поддерживать интерес к играм, к обучению, можно разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами. В гости приходят герои сказок Буратино, Незнайка и др.
***
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ также широко используется
дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Кюизенером.
Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют "числа в цвете", цветными числами, цветными линеечками.
В комплект игры входят 116 палочек, разные по цвету, длине и числу, которое они обозначают. Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше, «меньше», «длиннее» и многое другое.
Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, мелкой моторики, внимания, пространственного ориентирования, конструкторских способностей.
На начальном этапе палочки используются, как игровой материал.
На втором этапе палочки выступают уже, как пособие для маленьких математиков.
Игры и занятия с палочками:
Постепенно игры и упражнения усложняются.
Палочки и блоки обладают удивительно широкими игровыми возможностями. Для занятий с ними существует множество альбомов с интересными заданиями.Эта технология представляет собой великолепный материал для детского творчества, развития фантазии, воображения, логического мышления.
В педагогической практике в коррекционной работе с детьми логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, с их ориентацией на индивидуальный подход, занимают всё большее место.
Результат участия в Фестивале «Добрые сердца - источник творчества»
12 декабря состоялась торжественная церемония награждения победителей и призеров областного онлайн фестиваля «Добрые сердца - источник творчества». Фестиваль «Добрые сердца - источник творчества» проводится уже в семнадцатый раз. Он объединяет детей с ограниченными возможностями и помогает им раскрыть свои творческие способности. В этом году, объявленном Годом Семьи, в фестивале приняли участие более 200 детей в возрасте от 5 до 18 лет из 14 районов Ленинградской области. Они соревновались в семи номинациях: декоративно-прикладное искусство, художественное творчество, художественное чтение, пение, инструментальное исполнительство, танец и народное творчество. Ребята отделения социального обслуживания детей-инвалидов приняли активное участие в конкурсе. В номинации "художественное чтение" в возрастной категории от 15 до 18 лет призером стал Максим Козлов со стихотворением Наталии Тебелевой «Степной пропитались пылью…». К трансляции фестиваля подключились не только руководители творческих коллективов, но и сами участники - дети и их родители. Во время прямого включения ребят поздравили звёзды российской эстрады. Подобные мероприятия помогают детям с инвалидностью почувствовать свою ценность и получить поддержку и признание общества. Они также способствуют развитию инклюзивного образования и культуры, где каждый человек, независимо от своих возможностей, может реализовать свой потенциал.
Видеоновость от 15 декабря 2022 года
Анкета для проведения опроса граждан
Анкета для проведения опроса граждан, обращающихся по вопросам предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию