7 июня на отделении социального обслуживания детей-инвалидов прошла третья часть обсуждения по формированию сенсорной интеграции с помощью "Домика Совы". Специалисты обсудили понятия, симптомы и средства коррекции.
Сенсорная интеграция (от лат. "ensus" - ощущение, "integratio" - восстановление) – это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это, своего рода, способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От того, насколько развита данная способность, во многом зависит успешность деятельности человека в целом.
Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.
Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция.
Со стороны слуховой системы: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.
Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.
Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.осторожно и медленно двигаются, часто просто сидят на месте или наоборот, излишняя двигательная активность, порой хаотичная; испытывают крайний дискомфорт при изменении тела в пространстве;
Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.
Со стороны тактильной системы: эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение; уход в себя; сверхреакция на боль или очень слабая реакция на боль; избегание тактильных игр
Со стороны проприоцептивной системы: плохо удерживают позу, не способны поддержать равновесие, стоя на одной ноге; нарушена координация движений; расторможенность; сосание пальцев, щёлкание суставов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
В целом, нарушения сенсорной интеграции вызывают: снижение самооценки, фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей, чувство физической и психологической небезопасности; трудности в освоении знаний.
При использовании "Дома Совы" ребёнку необходимо развивать когнитивную функцию: предполагать, находить решения, анализировать и синтезировать информацию, находить сходства и различия, уметь слушать, слышать, быть наблюдательным. Все произвольные движения и произвольность в когнитивных процессах строятся на воле и подкрепляется эмоциями. Поэтому одной из задач является развитие эмоциональной подвижности - она является подкрепляющей и закрепляющей для развития произвольно-исследовательской активности. Работа в доме должна строиться на основе игры, которая способствует обогащению эмоционального опыта, аккумулирует и развивает его, воссоздавая и уточняя разнообразные человеческие чувства и переживания.
Бревно – неустойчивость, страх, тревога, беспокойство, радость веселье.
Платформа – неустойчивость, радость веселье.
Тоннель – радость веселье, защищенность, безопасность, страх, неустойчивость
Соволет – радость веселье, защищенность, мягкость, комфорт
Соволента – неустойчивость, радость веселье, ощущение полета, невесомости
Эмоции энергетически мобилизуют организм. Например, радость приводит к усилению иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, увеличивается приток крови к коже, кожа становится теплее, ускоренное кровообращение делает легче питание тканей и улучшает физиологические процессы. Радость омолаживает, поскольку происходит оптимизация условий питания всех тканей тела. С другой стороны, физиологическое проявление печали характеризуется парализующим влиянием на мышцы. Движения становятся медленными и слабыми, сосуды сужаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди.
Взрослый не навязывает свои правила, а строит диалог с ребенком вокруг игр, которые выбрал сам ребенок. Такое частично структурированное взаимодействие со взрослым, предполагающее чередование спонтанных движений и движений, выполняемых по заданию взрослого, очень важно для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом,эмоциональное подкрепление в случае успешного прохождения практик и оказание взаимопомощи, а также поддержка в случае затруднений.
Результат участия в Фестивале «Добрые сердца - источник творчества»
12 декабря состоялась торжественная церемония награждения победителей и призеров областного онлайн фестиваля «Добрые сердца - источник творчества». Фестиваль «Добрые сердца - источник творчества» проводится уже в семнадцатый раз. Он объединяет детей с ограниченными возможностями и помогает им раскрыть свои творческие способности. В этом году, объявленном Годом Семьи, в фестивале приняли участие более 200 детей в возрасте от 5 до 18 лет из 14 районов Ленинградской области. Они соревновались в семи номинациях: декоративно-прикладное искусство, художественное творчество, художественное чтение, пение, инструментальное исполнительство, танец и народное творчество. Ребята отделения социального обслуживания детей-инвалидов приняли активное участие в конкурсе. В номинации "художественное чтение" в возрастной категории от 15 до 18 лет призером стал Максим Козлов со стихотворением Наталии Тебелевой «Степной пропитались пылью…». К трансляции фестиваля подключились не только руководители творческих коллективов, но и сами участники - дети и их родители. Во время прямого включения ребят поздравили звёзды российской эстрады. Подобные мероприятия помогают детям с инвалидностью почувствовать свою ценность и получить поддержку и признание общества. Они также способствуют развитию инклюзивного образования и культуры, где каждый человек, независимо от своих возможностей, может реализовать свой потенциал.
Видеоновость от 24 декабря 2022 года
Анкета для проведения опроса граждан
Анкета для проведения опроса граждан, обращающихся по вопросам предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию