Дорогие родители!
Любые чрезвычайные события, которые происходят с нами и нашими близкими, а тем более, если затрагивают целые народы и страны, – это всегда серьезное эмоциональное воздействие на человека и общество в целом. Эпидемия, с которой столкнулся сегодня весь мир, безусловно, относится к таким событиям.
Но кроме проблем со здоровьем эпидемия коронавируса ставит перед родителями целый ряд вопросов, возникающих из-за изменения привычного ритма жизни семьи. Именно для сохранения психического здоровья и психологического благополучия, специалистами психологической службы МЧС России разработано это пособие. Материалы, которые вы найдете в этом пособии, содержат объяснения самых распространенных состояний, возникающих у ребенка в подобных ситуациях, а также конкретные советы о том, что делать и как говорить с детьми.
1. Сложности адаптации.
Почему возникают?
Чем младше ребенок, тем острее он может реагировать на перемены. Стабильность распорядка дня, ритмичность и повторяемость (когда ребенок знает, что его ждет) напрямую влияет на эмоциональное состояние малышей. Любые изменения – стресс для ребенка.
Ситуация самоизоляции вносит коррективы в большую часть «элементов» дня ребенка. Например, режим дня дошкольников предполагает обязательные ежедневные прогулки и игры с другими детьми. В зависимости от возраста дети ходят в детский сад или школу, также в течение дня кто-то из них занимается в группах кратковременного пребывания, гостят у бабушек и дедушек, посещают спортивные и развивающие секции. Всё это становится недоступно в прежнем виде.
Как проявляется?
Начнется всё с вопросов «почему» и просьб оставить всё в прежнем виде. Терпеливые ответы родителей могут остановить поток уточнений и жалоб, однако дети могут проявлять свой дискомфорт более частыми капризами, слезами по незначительным поводам, отказами выполнять привычные дела (умываться, есть, причесываться и пр.), могут возникать проблемы со сном и питанием, появляться жалобы на плохое самочувствие, чрезмерная активность. Чем младше ребенок, тем больше он будет реагировать.
Что делать?
- Важно помнить, что в детском возрасте психика очень подвижна и поэтому дети могут гораздо быстрее адаптироваться к новой ситуации. Но! Это возможно только при корректном поведении окружающих ребёнка взрослых. Поэтому самая важная рекомендация – приведите в порядок собственное эмоциональное и психологическое состояние.
- Помните, дети очень восприимчивы не только к явным признакам эмоционального неблагополучия взрослого (раздражительность, крики и пр.), но и к неявным – ребёнок будет чувствовать, что "что-то не так", даже если вы пытаетесь не проявлять при нем явные признаки переживаний. Поэтому, если вы тревожитесь – ребёнок тоже будет встревожен, если раздражительны – ребёнок может испытывать страх и чувство вины.
- Необходимо сохранить без изменений всё, что возможно. Время сна, прием пищи, домашние игры, просмотр любимых мультфильмов и пр. Эти "островки" постоянства помогут детям справиться с нахлынувшим потоком перемен. Попробуйте первое время уделять приятным вещам чуть больше времени. Готовьте любимые блюда, разрешайте чуть дольше или чаще смотреть любимые мультфильмы и т.п.
- Объясняйте ребенку причины сложившейся ситуации, её прогнозы, обсудите и новые правила поведения на этот период. В этот момент важно отслеживать свое эмоциональное состояние. Важно, чтобы оно было спокойным. Говорите короткими и общими фразами, описывая ситуацию. Например: "Сейчас мы не можем пойти на улицу. Можно заболеть. На улицу ходят только врачи, продавцы, полицейские и те, кто помогает городу. Так бывает очень редко и сейчас нам надо оставаться дома". Делайте паузы в речи. Возможно, на данном этапе этого объяснения будет достаточно. Ребенок обдумает это и у него могут возникнуть вопросы и уточнения (сразу или через несколько дней). Чем младше возраст вашего ребёнка, тем проще должно быть объяснение. Говорите ребёнку правду, в доступной для него форме. И если вас спрашивают то, о чём Вы не знаете, так и скажите. И предложите, по возможности, вместе узнать об этом: позвонив на телефон "Горячей линии" или вашим знакомым-специалистам, посмотрев в интернете на официальном сайте и т.п.
- Старайтесь установить доверительные отношения с детьми, это даст им возможность делиться тем, что их тревожит и вызывает переживания. Помните – о происходящем дети могут узнавать из разных источников, в том числе из интернета, от сверстников, и интерпретация этой информации может быть далека от действительности и приобретать пугающий, тревожный характер. Поэтому важно говорить с ребёнком, объясняя и рассказывая о происходящем в доступной для него форме.
- Стараясь делать старые вещи (общение с друзьями, прогулки, игры в песочнице, занятия в школе) в новой форме, делайте это играючи. Назовите свои ежедневные звонки или on-line встречи с близкими - "походом в гости", замените прогулку в песочнице на игру с кинетическим песком и т.д. Пользуйтесь новыми возможностями! Например, организуйте совместное выполнение домашнего задания по видеосвязи. "Посейщайте" on-line театры, музей, выставки, мастер-классы и т.п., делитесь впечатлениями, снимайте короткие видео об этих нововведениях и о том, как это делаете именно вы.
- Устраивайте вечерние семейные собрания (за чаем или ужином) и обсуждайте приятные события, моменты преодоления трудностей, и то, как ваши идеи переняли ваши друзья.
Что не следует делать?
- Важно помнить, что состояние ребёнка напрямую зависит от эмоционального состояния родителей. И чем младше ребенок, тем крепче эта связь!
- Не ожидайте от ребёнка самостоятельной адаптации к такой ситуации. Ему требуется ваше внимание, забота и понимание. Будьте терпеливы к проявлениям чрезмерной активности и большому количеству вопросов от ребенка.
- Не стоит пытаться оставить "всё как было", не объяснять ребёнку причин происходящих изменений.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
2. Общее чувство тревоги, возникающее по любому поводу.
Почему возникает?
Чем младше ребёнок, тем сильнее его эмоциональное состояние связано с эмоциональным состоянием родителей. Кроме этого, его отношение к ситуации напрямую зависит от того, как к этому относятся родители.
При резком изменении привычного ритма жизни, ребёнок не успевает адаптироваться. Смена событий происходит слишком быстро и непонятно. Однако ребёнок чувствует эти изменения и ваше напряжение. Это вызывает постоянное ощущение встревоженности.
Как проявляется?
- Ребёнок может быть более капризным, чем обычно. Возникает частая смена настроения, активности (от чрезмерно активного поведения, до состояния вялости и бездействия).
- Характерным для ребёнка будет частая смена, незаконченность или прерывание игр или другой деятельности. В такой ситуации возникает невозможность сконцентрироваться на чём-то одном и довести дело до конца.
- Возникает потребность в более частом физическом контакте с родителем (обнять, погладить, "посидеть на ручках", совместный сон и пр.), а также быть рядом (играть на кухне, когда вы готовите, побыть рядом, когда ребёнок делает уроки и т.д.).
- Могут появляться страхи, "плохие сны". Так психика ребёнка пытается справиться с состоянием, придавая ему более понятный вид.
Что делать?
- Обращайте внимание на изменения своего состояния и поведения, на то, что тревожит и беспокоит именно вас. Если вы чувствуете беспокойство и рассеянность, то в таком состоянии вы можете беспричинно раздражаться и ругаться. Ребёнок почувствует изменения (его поведение в ситуации тоже будет меняться), он может задавать вопросы о том, что с вами случилось. Важно честно и доступно объяснить ребенку, что сейчас с вами происходит и что это не его вина.
- Если вы чувствуете напряжение или раздражение, постарайтесь восстановить свое состояние. Для этого можно сделать простые дыхательные упражнения, направленные на расслабление (например, "вдох" на 4 счёта – задержка дыхания на 2 счёта – "выдох" на 6 счетов).
- Обращайте внимание на то, как изменилось поведение ребёнка, что он говорит и во что играет. Эти изменения могут быть связаны с ситуацией. Страх проявит себя в отрицательном персонаже игры или сюжете, помогите ему доиграть до конца.
- Если ребёнок просит внимания или физического контакта, постарайтесь реализовать эту потребность. Однако помните, что в условиях самоизоляции вам также необходимо выделять время "на себя", чтобы восстановить силы.
- Чётко соблюдайте режим дня ребенка (подъем, утренняя гигиена, завтрак и т.д.).
- Больше поясняйте ребенку происходящее вокруг (особенно если он этого просит). Важно, чтобы ребенок был включён в круг интересов, дел семьи.
Что делать не следует?
- Пренебрегать фантазиями ребёнка. Все, что он говорит и делает – его способ разобраться и справиться с происходящей ситуацией.
- Ругать ребёнка. Старайтесь объяснять, что так делать не надо, и предлагать правильные формы поведения.
- Взаимодействовать с ребенком в состоянии эмоционального возбуждения.
- Запрещать ребёнку играть, даже если сюжет игры вас тревожит, например игра "в больницу, куда доставляют зараженных". Помните, что в играх дети (особенно дошкольники) часто перерабатывают тревожащие их мысли и впечатления. Тоже относится к рисованию и другим видам творчества.
3. Ситуационная тревога, тревога из-за чего-то конкретного.
Почему возникает?
У ребёнка такая тревога может возникать в связи с получением новой информации, которая может быть воспринята как угрожающая или не понятная.
Как проявляется?
Внешне это состояние проявляется так же, как и общая тревога, однако, она менее продолжительна и имеет четкое начало и конец.
Что делать?
- Отслеживайте какая информация может быть услышана или увидена ребёнком. Старайтесь максимально доступно пояснять ему то, что он услышал.
- Спросите у ребёнка, уточните, что именно вызывает тревогу и дайте чёткие, понятные пояснения. Избегайте ухода от ответа и расплывчатых формулировок.
- Избегайте конфликтов в присутствии ребёнка. А если конфликт произошел – объясните, что произошло в понятной для него форме. Обязательно скажите, что это не его вина.
- Добавьте положительных впечатлений в ваш день (включите музыку, мультфильмы, детские или семейные фильмы и т.д.).
- Также можно применять вышеописанные способы совладания с изменениями состояния и поведения ребенка (см. п. 2 раздел "Что делать?").
Что делать не следует?
- Просматривать новостную ленту или обсуждать новости при ребёнке.
- Специально удалять ребёнка при необходимости обсудить что-то. Ответьте ребёнку на те вопросы, которые его тревожат. А для "взрослых" разговоров найдите время и место, когда ребёнок вас не слышит и занят другими делами.
- Взаимодействовать с ребёнком в состоянии эмоционального возбуждения.
4. Межличностные конфликты
Почему возникают?
В ситуации самоизоляции при отсутствии возможности смены обстановки возрастает внутреннее напряжение у каждого члена семьи, которое может проявляться в раздражительности, плаксивости, что приводит к возникновению конфликтов по любому, даже самому незначительному, поводу. Ребёнок чувствует это раздражение и отстраненность родителей, что может вызывать у него тревогу и, как следствие, потребность в сближении с родителями.
А если конфликт возникает между супругами, такое поведение ребёнка будет направлено на сближение родителей (как попытка их примирения).
Как проявляются?
Нарастает напряжение внутри семьи, возникает потребность в снижении частоты общения. Вам может казаться, что у вас нет сил для того, чтобы поддержать своего ребёнка. Могут возникать нехарактерные и часто повторяющиеся эмоциональные вспышки (крики, слёзы, брань, ссоры) и острая необходимость в уединении и покое.
В таком состоянии родители могут накричать или отругать ребёнка за то, что он не дает возможности заняться своими делами или побыть в уединении.
Что делать?
- Отслеживайте изменения своего состояния. При возникновении напряжения или раздражения, сделайте дыхательные упражнения, чтобы успокоиться (например, "вдох" на 4 счёта – задержка дыхания на 2 счёта – "выдох" на 6 счетов), а также можно умыться прохладной водой, сделать паузу, по возможности, выйти в другое помещение.
- Включайте в режим дня систематические физические нагрузки и активности (зарядка, уборка по дому, танцы и пр.).
- В условиях самоизоляции важно помнить о необходимости организовать личное пространство для каждого члена семьи. У ребенка может возникать потребность строить "домик" для уединения. Помогите ему обустроить это личное пространство.
- Включайте в распорядок дня время для совместного приятного досуга (просмотра фильмов, настольные игры, совместное приготовление и приём пищи).
Что не следует делать?
- Не следует оставлять конфликтную ситуацию без понимания причин и взаимного прощения.
- Старайтесь не превращать конкретный инцидент в предъявление прошлых претензий.
- Не обвиняйте ребёнка во "взрослых" проблемах.
Подведем итоги и сформулируем общие рекомендации, которые помогут вам в общении с детьми в этот период:
- Поговорите с ребёнком, объясните ему причину сложившейся ситуации, и почему он остается дома.
- Расскажите, что это нормально бояться и волноваться. Разговаривайте с детьми об их страхах.
- Будьте честными. Старайтесь говорить с детьми открыто, рассказывая о самых важных изменениях в ситуации. Но будьте осторожны! Это не касается пугающих подробностей (например, не стоит сообщать цифры по количеству заболевших и умерших, если это пугает вашего ребенка).
- Объясните ребёнку доступными ему словами, что делают люди, чтобы защитить себя и других (для чего надевают маску и как это делается, почему мы остаёмся дома, не ходим на детскую площадку и др.).
- Будьте терпеливы. Поощряйте ребенка задавать вопросы, отвечайте на них с чуткостью и пониманием.
- Демонстрируйте ребёнку, что вы и другие близкие ему люди сейчас в безопасности.
- Ограничьте контакт со СМИ. Важно не оставлять детей одних в то время, когда транслируются передачи или новости о событии.
- Установите режим дня, в котором обязательно выделите время подъёма и засыпания, приёма пищи, занятий, физической нагрузки, выполнения домашних дел, развлечений. Не забудьте про свободное время.
- Старайтесь сохранить обыденный образ жизни. Не дарите слишком много подарков и не организовывайте много активностей. Сохранение естественного ритма жизни – это лучшее, что вы можете сделать.
- Не забудьте позаботиться о себе. Отдых, возможность быть на связи с друзьями, чашка чая или кофе, интересная книга или все, что радует вас.
- Обращайтесь за социальной и эмоциональной поддержкой к родным, близким и, при необходимости, к специалистам.
Помните!
Эти меры являются психологической поддержкой, то есть это то, что вы можете сделать для себя и своих близких. Однако, если вы чувствуете, что не можете справится с ситуацией – не запускайте проблему, обратитесь за помощью к специалисту.
Подготовила педагог-психолог Н.В. Красных