Новость: Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии

Дорогие родители!

Любые чрезвычайные события, которые происходят с нами и нашими близкими, а тем более, если затрагивают целые народы и страны, – это всегда серьезное эмоциональное воздействие на человека и общество в целом. Эпидемия, с которой столкнулся сегодня весь мир, безусловно, относится к таким событиям.

Но кроме проблем со здоровьем эпидемия коронавируса ставит перед родителями целый ряд вопросов, возникающих из-за изменения привычного ритма жизни семьи. Именно для сохранения психического здоровья и психологического благополучия, специалистами психологической службы МЧС России разработано это пособие. Материалы, которые вы найдете в этом пособии, содержат объяснения самых распространенных состояний, возникающих у ребенка в подобных ситуациях, а также конкретные советы о том, что делать и как говорить с детьми.

1. Сложности адаптации.

Почему возникают?

Чем младше ребенок, тем острее он может реагировать на перемены. Стабильность распорядка дня, ритмичность и повторяемость (когда ребенок знает, что его ждет) напрямую влияет на эмоциональное состояние малышей. Любые изменения – стресс для ребенка.
Ситуация самоизоляции вносит коррективы в большую часть «элементов» дня ребенка. Например, режим дня дошкольников предполагает обязательные ежедневные прогулки и игры с другими детьми. В зависимости от возраста дети ходят в детский сад или школу, также в течение дня кто-то из них занимается в группах кратковременного пребывания, гостят у бабушек и дедушек, посещают спортивные и развивающие секции. Всё это становится недоступно в прежнем виде.

Как проявляется?

Начнется всё с вопросов «почему» и просьб оставить всё в прежнем виде. Терпеливые ответы родителей могут остановить поток уточнений и жалоб, однако дети могут проявлять свой дискомфорт более частыми капризами, слезами по незначительным поводам, отказами выполнять привычные дела (умываться, есть, причесываться и пр.), могут возникать проблемы со сном и питанием, появляться жалобы на плохое самочувствие, чрезмерная активность. Чем младше ребенок, тем больше он будет реагировать.

Что делать?

  • Важно помнить, что в детском возрасте психика очень подвижна и поэтому дети могут гораздо быстрее адаптироваться к новой ситуации. Но! Это возможно только при корректном поведении окружающих ребёнка взрослых. Поэтому самая важная рекомендация – приведите в порядок собственное эмоциональное и психологическое состояние.
  • Помните, дети очень восприимчивы не только к явным признакам эмоционального неблагополучия взрослого (раздражительность, крики и пр.), но и к неявным – ребёнок будет чувствовать, что "что-то не так", даже если вы пытаетесь не проявлять при нем явные признаки переживаний. Поэтому, если вы тревожитесь – ребёнок тоже будет встревожен, если раздражительны – ребёнок может испытывать страх и чувство вины.
  •  Необходимо сохранить без изменений всё, что возможно. Время сна, прием пищи, домашние игры, просмотр любимых мультфильмов и пр. Эти "островки" постоянства помогут детям справиться с нахлынувшим потоком перемен. Попробуйте первое время уделять приятным вещам чуть больше времени. Готовьте любимые блюда, разрешайте чуть дольше или чаще смотреть любимые мультфильмы и т.п.
  •  Объясняйте ребенку причины сложившейся ситуации, её прогнозы, обсудите и новые правила поведения на этот период. В этот момент важно отслеживать свое эмоциональное состояние. Важно, чтобы оно было спокойным. Говорите короткими и общими фразами, описывая ситуацию. Например: "Сейчас мы не можем пойти на улицу. Можно заболеть. На улицу ходят только врачи, продавцы, полицейские и те, кто помогает городу. Так бывает очень редко и сейчас нам надо оставаться дома". Делайте паузы в речи. Возможно, на данном этапе этого объяснения будет достаточно. Ребенок обдумает это и у него могут возникнуть вопросы и уточнения (сразу или через несколько дней). Чем младше возраст вашего ребёнка, тем проще должно быть объяснение. Говорите ребёнку правду, в доступной для него форме. И если вас спрашивают то, о чём Вы не знаете, так и скажите. И предложите, по возможности, вместе узнать об этом: позвонив на телефон "Горячей линии" или вашим знакомым-специалистам, посмотрев в интернете на официальном сайте и т.п.
  • Старайтесь установить доверительные отношения с детьми, это даст им возможность делиться тем, что их тревожит и вызывает переживания. Помните – о происходящем дети могут узнавать из разных источников, в том числе из интернета, от сверстников, и интерпретация этой информации может быть далека от действительности и приобретать пугающий, тревожный характер. Поэтому важно говорить с ребёнком, объясняя и рассказывая о происходящем в доступной для него форме.
  • Стараясь делать старые вещи (общение с друзьями, прогулки, игры в песочнице, занятия в школе) в новой форме, делайте это играючи. Назовите свои ежедневные звонки или on-line встречи с близкими - "походом в гости", замените прогулку в песочнице на игру с кинетическим песком и т.д. Пользуйтесь новыми возможностями! Например, организуйте совместное выполнение домашнего задания по видеосвязи. "Посейщайте" on-line театры, музей, выставки, мастер-классы и т.п., делитесь впечатлениями, снимайте короткие видео об этих нововведениях и о том, как это делаете именно вы.
  • Устраивайте вечерние семейные собрания (за чаем или ужином) и обсуждайте приятные события, моменты преодоления трудностей, и то, как ваши идеи переняли ваши друзья.

Что не следует делать?

  • Важно помнить, что состояние ребёнка напрямую зависит от эмоционального состояния родителей. И чем младше ребенок, тем крепче эта связь!
  • Не ожидайте от ребёнка самостоятельной адаптации к такой ситуации. Ему требуется ваше внимание, забота и понимание. Будьте терпеливы к проявлениям чрезмерной активности и большому количеству вопросов от ребенка.
  • Не стоит пытаться оставить "всё как было", не объяснять ребёнку причин происходящих изменений.
  • Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.


2. Общее чувство тревоги, возникающее по любому поводу.

Почему возникает?

Чем младше ребёнок, тем сильнее его эмоциональное состояние связано с эмоциональным состоянием родителей. Кроме этого, его отношение к ситуации напрямую зависит от того, как к этому относятся родители.

При резком изменении привычного ритма жизни, ребёнок не успевает адаптироваться. Смена событий происходит слишком быстро и непонятно. Однако ребёнок чувствует эти изменения и ваше напряжение. Это вызывает постоянное ощущение встревоженности.

Как проявляется?

  • Ребёнок может быть более капризным, чем обычно. Возникает частая смена настроения, активности (от чрезмерно активного поведения, до состояния вялости и бездействия).
  • Характерным для ребёнка будет частая смена, незаконченность или прерывание игр или другой деятельности. В такой ситуации возникает невозможность сконцентрироваться на чём-то одном и довести дело до конца.
  • Возникает потребность в более частом физическом контакте с родителем (обнять, погладить, "посидеть на ручках", совместный сон и пр.), а также быть рядом (играть на кухне, когда вы готовите, побыть рядом, когда ребёнок делает уроки и т.д.).
  • Могут появляться страхи, "плохие сны". Так психика ребёнка пытается справиться с состоянием, придавая ему более понятный вид.

Что делать?

  • Обращайте внимание на изменения своего состояния и поведения, на то, что тревожит и беспокоит именно вас. Если вы чувствуете беспокойство и рассеянность, то в таком состоянии вы можете беспричинно раздражаться и ругаться. Ребёнок почувствует изменения (его поведение в ситуации тоже будет меняться), он может задавать вопросы о том, что с вами случилось. Важно честно и доступно объяснить ребенку, что сейчас с вами происходит и что это не его вина.
  • Если вы чувствуете напряжение или раздражение, постарайтесь восстановить свое состояние. Для этого можно сделать простые дыхательные упражнения, направленные на расслабление (например, "вдох" на 4 счёта – задержка дыхания на 2 счёта – "выдох" на 6 счетов).
  • Обращайте внимание на то, как изменилось поведение ребёнка, что он говорит и во что играет. Эти изменения могут быть связаны с ситуацией. Страх проявит себя в отрицательном персонаже игры или сюжете, помогите ему доиграть до конца.
  • Если ребёнок просит внимания или физического контакта, постарайтесь реализовать эту потребность. Однако помните, что в условиях самоизоляции вам также необходимо выделять время "на себя", чтобы восстановить силы.
  •  Чётко соблюдайте режим дня ребенка (подъем, утренняя гигиена, завтрак и т.д.).
  •  Больше поясняйте ребенку происходящее вокруг (особенно если он этого просит). Важно, чтобы ребенок был включён в круг интересов, дел семьи.
    Что делать не следует?
  •  Пренебрегать фантазиями ребёнка. Все, что он говорит и делает – его способ разобраться и справиться с происходящей ситуацией.
  • Ругать ребёнка. Старайтесь объяснять, что так делать не надо, и предлагать правильные формы поведения.
  • Взаимодействовать с ребенком в состоянии эмоционального возбуждения.
  • Запрещать ребёнку играть, даже если сюжет игры вас тревожит, например игра "в больницу, куда доставляют зараженных". Помните, что в играх дети (особенно дошкольники) часто перерабатывают тревожащие их мысли и впечатления. Тоже относится к рисованию и другим видам творчества.

3. Ситуационная тревога, тревога из-за чего-то конкретного.

Почему возникает?

У ребёнка такая тревога может возникать в связи с получением новой информации, которая может быть воспринята как угрожающая или не понятная.

Как проявляется?

Внешне это состояние проявляется так же, как и общая тревога, однако, она менее продолжительна и имеет четкое начало и конец.

Что делать?

  • Отслеживайте какая информация может быть услышана или увидена ребёнком. Старайтесь максимально доступно пояснять ему то, что он услышал.
  • Спросите у ребёнка, уточните, что именно вызывает тревогу и дайте чёткие, понятные пояснения. Избегайте ухода от ответа и расплывчатых формулировок.
  • Избегайте конфликтов в присутствии ребёнка. А если конфликт произошел – объясните, что произошло в понятной для него форме. Обязательно скажите, что это не его вина.
  • Добавьте положительных впечатлений в ваш день (включите музыку, мультфильмы, детские или семейные фильмы и т.д.).
  • Также можно применять вышеописанные способы совладания с изменениями состояния и поведения ребенка (см. п. 2 раздел "Что делать?").
    Что делать не следует?
  •  Просматривать новостную ленту или обсуждать новости при ребёнке.
  • Специально удалять ребёнка при необходимости обсудить что-то. Ответьте ребёнку на те вопросы, которые его тревожат. А для "взрослых" разговоров найдите время и место, когда ребёнок вас не слышит и занят другими делами.
  • Взаимодействовать с ребёнком в состоянии эмоционального возбуждения.

 4. Межличностные конфликты

 Почему возникают?

В ситуации самоизоляции при отсутствии возможности смены обстановки возрастает внутреннее напряжение у каждого члена семьи, которое может проявляться в раздражительности, плаксивости, что приводит к возникновению конфликтов по любому, даже самому незначительному, поводу. Ребёнок чувствует это раздражение и отстраненность родителей, что может вызывать у него тревогу и, как следствие, потребность в сближении с родителями.

А если конфликт возникает между супругами, такое поведение ребёнка будет направлено на сближение родителей (как попытка их примирения).

Как проявляются?

Нарастает напряжение внутри семьи, возникает потребность в снижении частоты общения. Вам может казаться, что у вас нет сил для того, чтобы поддержать своего ребёнка. Могут возникать нехарактерные и часто повторяющиеся эмоциональные вспышки (крики, слёзы, брань, ссоры) и острая необходимость в уединении и покое.
В таком состоянии родители могут накричать или отругать ребёнка за то, что он не дает возможности заняться своими делами или побыть в уединении.

Что делать?

  • Отслеживайте изменения своего состояния. При возникновении напряжения или раздражения, сделайте дыхательные упражнения, чтобы успокоиться (например, "вдох" на 4 счёта – задержка дыхания на 2 счёта – "выдох" на 6 счетов), а также можно умыться прохладной водой, сделать паузу, по возможности, выйти в другое помещение.
  • Включайте в режим дня систематические физические нагрузки и активности (зарядка, уборка по дому, танцы и пр.).
  • В условиях самоизоляции важно помнить о необходимости организовать личное пространство для каждого члена семьи. У ребенка может возникать потребность строить "домик" для уединения. Помогите ему обустроить это личное пространство.
  • Включайте в распорядок дня время для совместного приятного досуга (просмотра фильмов, настольные игры, совместное приготовление и приём пищи).

Что не следует делать?

  •  Не следует оставлять конфликтную ситуацию без понимания причин и взаимного прощения.
  • Старайтесь не превращать конкретный инцидент в предъявление прошлых претензий.
  • Не обвиняйте ребёнка во "взрослых" проблемах.


Подведем итоги и сформулируем общие рекомендации, которые помогут вам в общении с детьми в этот период:

  1. Поговорите с ребёнком, объясните ему причину сложившейся ситуации, и почему он остается дома.
  2. Расскажите, что это нормально бояться и волноваться. Разговаривайте с детьми об их страхах.
  3. Будьте честными. Старайтесь говорить с детьми открыто, рассказывая о самых важных изменениях в ситуации. Но будьте осторожны! Это не касается пугающих подробностей (например, не стоит сообщать цифры по количеству заболевших и умерших, если это пугает вашего ребенка).
  4. Объясните ребёнку доступными ему словами, что делают люди, чтобы защитить себя и других (для чего надевают маску и как это делается, почему мы остаёмся дома, не ходим на детскую площадку и др.).
  5. Будьте терпеливы. Поощряйте ребенка задавать вопросы, отвечайте на них с чуткостью и пониманием.
  6. Демонстрируйте ребёнку, что вы и другие близкие ему люди сейчас в безопасности.
  7. Ограничьте контакт со СМИ. Важно не оставлять детей одних в то время, когда транслируются передачи или новости о событии.
  8. Установите режим дня, в котором обязательно выделите время подъёма и засыпания, приёма пищи, занятий, физической нагрузки, выполнения домашних дел, развлечений. Не забудьте про свободное время.
  9. Старайтесь сохранить обыденный образ жизни. Не дарите слишком много подарков и не организовывайте много активностей. Сохранение естественного ритма жизни – это лучшее, что вы можете сделать.
  10. Не забудьте позаботиться о себе. Отдых, возможность быть на связи с друзьями, чашка чая или кофе, интересная книга или все, что радует вас.
  11. Обращайтесь за социальной и эмоциональной поддержкой к родным, близким и, при необходимости, к специалистам.


Помните!
Эти меры являются психологической поддержкой, то есть это то, что вы можете сделать для себя и своих близких. Однако, если вы чувствуете, что не можете справится с ситуацией – не запускайте проблему, обратитесь за помощью к специалисту.

 

Подготовила педагог-психолог Н.В. Красных

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

24 декабря отмечается День варежек

На занятии по аппликации ребята отделения социального обслуживания детей-инвалидов сделали узорные варежки.

Подробнее

Новость от 24 декабря 2024 года

Результат участия в Фестивале «Добрые сердца - источник творчества»

12 декабря состоялась торжественная церемония награждения победителей и призеров областного онлайн фестиваля «Добрые сердца - источник творчества». Фестиваль «Добрые сердца - источник творчества» проводится уже в семнадцатый раз. Он объединяет детей с ограниченными возможностями и помогает им раскрыть свои творческие способности. В этом году, объявленном Годом Семьи, в фестивале приняли участие более 200 детей в возрасте от 5 до 18 лет из 14 районов Ленинградской области. Они соревновались в семи номинациях: декоративно-прикладное искусство, художественное творчество, художественное чтение, пение, инструментальное исполнительство, танец и народное творчество. Ребята отделения социального обслуживания детей-инвалидов приняли активное участие в конкурсе. В номинации "художественное чтение" в возрастной категории от 15 до 18 лет призером стал Максим Козлов со стихотворением Наталии Тебелевой «Степной пропитались пылью…». К трансляции фестиваля подключились не только руководители творческих коллективов, но и сами участники - дети и их родители. Во время прямого включения ребят поздравили звёзды российской эстрады. Подобные мероприятия помогают детям с инвалидностью почувствовать свою ценность и получить поддержку и признание общества. Они также способствуют развитию инклюзивного образования и культуры, где каждый человек, независимо от своих возможностей, может реализовать свой потенциал.

Подробнее

Видеоновость от 28 декабря 2020 года

Анкета для проведения опроса граждан

Анкета для проведения опроса граждан, обращающихся по вопросам предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию

Пройти опрос

Госуслуги
https://www.gosuslugi.ru/
перейти
Правительство Ленинградской области
https://lenobl.ru/
перейти
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области
https://social.lenobl.ru/
перейти