Дорогие родители!
Любые чрезвычайные события, которые происходят с нами и нашими близкими, а тем более, если затрагивают целые народы и страны, – это всегда серьезное эмоциональное воздействие на человека и общество в целом. Эпидемия, с которой столкнулся сегодня весь мир, безусловно, относится к таким событиям.
Но кроме проблем со здоровьем эпидемия коронавируса ставит перед родителями целый ряд вопросов, возникающих из-за изменения привычного ритма жизни семьи. Именно для сохранения психического здоровья и психологического благополучия, специалистами психологической службы МЧС России разработано это пособие. Материалы, которые вы найдете в этом пособии, содержат объяснения самых распространенных состояний, возникающих у ребенка в подобных ситуациях, а также конкретные советы о том, что делать и как говорить с детьми.
1. Сложности адаптации.
Почему возникают?
Чем младше ребенок, тем острее он может реагировать на перемены. Стабильность распорядка дня, ритмичность и повторяемость (когда ребенок знает, что его ждет) напрямую влияет на эмоциональное состояние малышей. Любые изменения – стресс для ребенка.
Ситуация самоизоляции вносит коррективы в большую часть «элементов» дня ребенка. Например, режим дня дошкольников предполагает обязательные ежедневные прогулки и игры с другими детьми. В зависимости от возраста дети ходят в детский сад или школу, также в течение дня кто-то из них занимается в группах кратковременного пребывания, гостят у бабушек и дедушек, посещают спортивные и развивающие секции. Всё это становится недоступно в прежнем виде.
Как проявляется?
Начнется всё с вопросов «почему» и просьб оставить всё в прежнем виде. Терпеливые ответы родителей могут остановить поток уточнений и жалоб, однако дети могут проявлять свой дискомфорт более частыми капризами, слезами по незначительным поводам, отказами выполнять привычные дела (умываться, есть, причесываться и пр.), могут возникать проблемы со сном и питанием, появляться жалобы на плохое самочувствие, чрезмерная активность. Чем младше ребенок, тем больше он будет реагировать.
Что делать?
Что не следует делать?
2. Общее чувство тревоги, возникающее по любому поводу.
Почему возникает?
Чем младше ребёнок, тем сильнее его эмоциональное состояние связано с эмоциональным состоянием родителей. Кроме этого, его отношение к ситуации напрямую зависит от того, как к этому относятся родители.
При резком изменении привычного ритма жизни, ребёнок не успевает адаптироваться. Смена событий происходит слишком быстро и непонятно. Однако ребёнок чувствует эти изменения и ваше напряжение. Это вызывает постоянное ощущение встревоженности.
Как проявляется?
Что делать?
3. Ситуационная тревога, тревога из-за чего-то конкретного.
Почему возникает?
У ребёнка такая тревога может возникать в связи с получением новой информации, которая может быть воспринята как угрожающая или не понятная.
Как проявляется?
Внешне это состояние проявляется так же, как и общая тревога, однако, она менее продолжительна и имеет четкое начало и конец.
Что делать?
4. Межличностные конфликты
Почему возникают?
В ситуации самоизоляции при отсутствии возможности смены обстановки возрастает внутреннее напряжение у каждого члена семьи, которое может проявляться в раздражительности, плаксивости, что приводит к возникновению конфликтов по любому, даже самому незначительному, поводу. Ребёнок чувствует это раздражение и отстраненность родителей, что может вызывать у него тревогу и, как следствие, потребность в сближении с родителями.
А если конфликт возникает между супругами, такое поведение ребёнка будет направлено на сближение родителей (как попытка их примирения).
Как проявляются?
Нарастает напряжение внутри семьи, возникает потребность в снижении частоты общения. Вам может казаться, что у вас нет сил для того, чтобы поддержать своего ребёнка. Могут возникать нехарактерные и часто повторяющиеся эмоциональные вспышки (крики, слёзы, брань, ссоры) и острая необходимость в уединении и покое.
В таком состоянии родители могут накричать или отругать ребёнка за то, что он не дает возможности заняться своими делами или побыть в уединении.
Что делать?
Что не следует делать?
Подведем итоги и сформулируем общие рекомендации, которые помогут вам в общении с детьми в этот период:
Помните!
Эти меры являются психологической поддержкой, то есть это то, что вы можете сделать для себя и своих близких. Однако, если вы чувствуете, что не можете справится с ситуацией – не запускайте проблему, обратитесь за помощью к специалисту.
Подготовила педагог-психолог Н.В. Красных
Новости
|
Представительства в социальных медиа | ||